ИППОС

ИППОС, Гиппос, Хиппос, Иппон, Ипп, Гиппон – античный город у восточного берега Тивериадского озера, древняя епархия Иерусалимской православной церкви; место современных археологических исследований античной и ранневизантийской городской культуры. Основан в начале II в. до н.э. как греческий полис в составе эллиниcтического государства Селевкидов. Первоначальное название – Антиохия-Иппос в честь царя Антиоха III Великого, который отвоевал эти земли у птолемеевского Египта. Исследователи полагают, что на месте Иппоса уже раньше находилось небольшое греческое поселение (судя по находкам керамики), которое затем было преобразовано в полис со смешанным греко-семитским населением. Город, как и вся Палестина, был объектом соперничества между эллинистическими государствами Селевкидов и Птолемеев, Набатейским царством, а также возрождённой Маккавеями Иудеи. Между 83 и 80 гг. до н.э. Иппос захватил Александра Яннай (у евреев Иппос уже тогда получил название Сусита). В 63 г. до н.э., после завоевания Сирии Помпеем, Иппос перешёл под управление римлян и вошёл в состав римской провинции Сирия. Исследователи полагают, что в этот период сложилась концепция политического союза десяти городов (Декаполис), расположенных в Северной Палестине и Заиорданье, в который вошёл Иппос. Декаполис воспринимался римлянами и местным греческим населением как единая система контроля над этой территорией и её защиты от возможных притязаний иудеев, набатеев и парфян. Позднее в случае военной опасности в союз могли вступать и другие полисы на общих для всех условиях самоуправления и взаимопомощи (например, Дамаск). Среди римских авторов упоминания об Иппосе есть в «Естественной истории» Плиния Старшего. Иосиф Флавий упоминает Иппос в связи с рассказами о завоеваниях Александра Янная, а также о разделе Палестины между наследниками Ирода Великого решением римского императора Августа. После смерти Ирода Иппос был возвращён в состав провинции Сирия. Во время первой Иудейской войны (66–70 гг. н.э.) горожане-язычники изгнали и частично истребили еврейское население. В ответ на это евреи соседних городов атаковали Иппос. Евреи из Иппоса участвовали в обороне Тарихеи (Магдалы). По мнению исследователей, после окончания войны в черту Иппоса вошли и поселения евреев на восточном берегу Тивериадского озера. Возможно, большая еврейская община проживала и в Иппосе. Исследователи отмечают, что в Иерусалимском Талмуде есть упоминание о действующей в городе синагоге. В начале III в. н.э. при иудейском патриархе Иуде I евреи Иппоса были освобождены от десятины как живущие вне земель «исконного Израиля». Остатки синагог римской эпохи обнаружены в поселениях Фик (Афек) и в Умм-эль-Канатир, входивших во владения Иппоса во II–III вв. Сведений об истории Иппоса во II–III вв. мало.  Исследователи отмечают, что в талмудической литературе Сусита появляется как языческий город-анклав, который не платит десятину и не соблюдает субботний год (каждый седьмой год – год покоя земли). По мнению исследователей, Иппос (как и весь Декаполис) в это время переживал период стабильности и экономического расцвета.

 



 
PR-CY.ru