ИНДИВИДУАЦИЯ - Страница 7

Отождествление индивидуации и индивидуальности прослеживается у английских философов. Джон Локк (1632–1704 гг.) связывал индивидуацию с пространственно-временной определённостью вещи, отмечая, что принципом индивидуации является «само существование, которое определяет сущее любого вида в отношении конкретного времени и места». Такое существование является «несообщаемым для двух сущих одного и того же вида». У Дэвида Юма (1711–1776 гг.), соглашавшегося с Дж. Локком, вместе с тем в большей степени подчёркивается связь индивидуации с познающим субъектом, который в своих познавательных актах индивидуализирует познаваемые объекты: «Принцип индивидуации не что иное, как неизменяемость и непрерывность любого объекта в течение установленного промежутка времени, благодаря которым ум может отслеживать его в различные периоды его существования, без всякого перерыва в восприятии и без необходимости прибегать к идее множества или числа». В XIX в. понятие «индивидуация» почти полностью забывается и лишь изредка встречается при отсылках к средневековым концепциям индивида. Несколько раз термин «индивидуация» употреблялся Артуром Шопенгауэром (1788–1860 гг.). По его словам, «индивидуация есть простое явление, возникающее посредством пространства и времени, которые суть не что иное, как обусловленные моей мозговой познавательной способностью формы (способствующие познанию) объектов». Поэтому пространство и время являются основанием множественности и в этом смысле принципом индивидуации: «Множество вообще с необходимостью обусловливается пространством и временем и мыслимо лишь в них, поэтому их в этом аспекте мы называем принципом индивидуации». О «временности и пространственности» как «принципе реальной индивидуации» писал также последователь А. Шопенгауэра Эдуард фон Гартман (1842–1906 гг.). Особое значение термин «индивидуация» приобрёл в комплексной психологии Карла Гюстава Юнга (1875–1961 гг.) и некоторых других психологов XX в. Согласно К.Г. Юнгу, индивидуация есть жизненный процесс, целью которого является интеграция всех психических факторов в сверхупорядоченное целое, «Само» («Selbst»): «Индивидуация означает: становление единичной сущностью (Einzelwesen) и, поскольку мы понимаем под индивидуальностью нашу внутреннейшую, предельную и не сравнимую ни с чем уникальность (Einzigartigkeit), становление подлинным самим собой (Selbst)». По словам К.Г. Юнга, употребляемый в этом смысле термин «индивидуация» тождествен терминам «становление самим собой» («Verselbstung») и «самореализация» («Sebstverwirklichung»). При этом цель индивидуации предполагается в архетипах бессознательного: «То, что может значить целое человека, Само, – это эмпирически спонтанно порождённый бессознательным образ цели жизни, находящийся по ту сторону желаний и опасений сознания». Формирующееся в результате индивидуации «Само» противопоставлялось К.Г. Юнгом эгоистически замкнутому «Я»: «Вновь и вновь я наблюдаю, как процесс индивидуации путается со становлением сознания «Я»..., тем самым индивидуация смешивается с простым эгоцентризмом и самоэротизмом... Индивидуация не исключает мир, но включает его». Поскольку процесс индивидуации не замыкает индивида на нём самом, он имеет два равноправных аспекта: «С одной стороны, он есть процесс внутренней субъективной интеграции, с другой стороны, он есть необходимый объективный процесс выстраивания отношений» между различными индивидами.



 
PR-CY.ru