ИНДИВИДУАЦИЯ

ИНДИВИДУАЦИЯ (лат. individuatio) – выделение единичного и индивидуального из всеобщего. Понятие «индивидуация» возникло в средневековой философии при рассмотрении фундаментального вопроса о соотношении общего (см. ст. Универсалии) и частного (см. ст. Индивид), корни которого уходят в античную философскую традицию (ср. учение Платона об идеях и его критику Аристотелем). У большинства средневековых мыслителей метафизический анализ индивидуации сопровождался разработкой учения о «принципе индивидуации» («principium individuationis»), т.е. о том начале (или основе) особенного, которое обеспечивает индивидуальное существование вещей и даёт возможность человеку познавать их в качестве индивидуальных. В современной философской и психологической литературе термин «индивидуация» имеет ярко выраженный антропологический характер и используется для обозначения процесса формирования особенностей личности человека. Исследователи средневековой философии выделяют несколько основных подходов к вопросу об индивидуации, окончательно сложившихся к началу XVI в. Все средневековые мыслители признавали восходящее к Аристотелю учение о том, что каждая конкретная вещь, с одной стороны, есть субстанция, наделённая различными акциденциями, а с другой стороны, есть единство материи и формы. В соответствии с таким представлением об устройстве индивидуальных вещей формировались теории индивидуации, в которых принципом индивидуации объявлялся какой-либо из названных структурных элементов вещи либо их сочетание в различных вариантах. По мнению Х. Грасии, современного исследователя истории вопроса об индивидуации, следует различать схемы индивидуации, которые применялись к субстанции и к акциденциям (последние, согласно многим, но не всем средневековым авторам, также могут быть индивидуальны). Применительно к субстанциям Х. Грасия выделил пять типов теорий, с помощью которых средневековые авторы объясняли индивидуацию: 1) теории набора; 2) теории акциденций; 3) теории сущности; 4) теории существования; 5) теории внешнего действия. Сторонники первого типа теорий считали, что принципом индивидуации является совокупность («набор») качеств, которыми обладает вещь. Например, в случае Сократа такими качествами являются цвет бороды, курносость, рост и вес и т.п. При этом значение имеют не столько акциденции, сколько «собственные признаки» («proprietates»), сопровождающие индивида на всём протяжении его существования. Сторонники второго типа теорий, напротив, считали, что индивидуация обусловливается только акцидентальными свойствами и характеристиками вещи, причём чаще всего во внимание принимались пространственно-временные или количественные характеристики. Сторонники третьего типа теорий находили основание индивидуации в сущности вещи; внутри этого типа существовали три подтипа: одни авторы считали, что принципом индивидуации является материя, другие – что форма, третьи – что форма и материя одновременно в их уникальном сочетании. К этому же типу можно отнести концепции авторов, вводивших дополнительный сущностный принцип индивидуации, не сводимый ни к материи, ни к форме, – как, например, «этовость» («haecceitas»), учение о которой разрабатывалось Иоанном Дунсом Скотом. Четвёртый и пятый типы теорий встречались в Средние века крайне редко.

 



 
PR-CY.ru