ИНДИВИДУАЦИЯ - Страница 4

Отказавшись от представлений о том, что индивидуация зависит от набора акциденций, Гильберт Порретанский разработал оригинальное учение, согласно которому каждая вещь обладает уникальным набором свойств, образующих её единичное «полное качество», или «полную форму». Именно единичность совокупности свойств вещи и задает её индивидуальность. Начало новому этапу споров об индивидуации на латинском Западе, которые привели к переосмыслению почти всех положений «стандартной теории» и отказу от многих из них, было положено появившимися переводами «Физики» и «Метафизики» Аристотеля, а также сочинений его арабских последователей – Ибн Рушда (Аверроэса) и Ибн Сины (Авиценны). В сочинениях Ибн Сины встречается оригинальное решение проблемы индивидуации, которые привлекли внимание многих латинских мыслителей XIII в. У Ибн Сины вопрос об индивидуации тесно связан с вопросом о самоидентичности индивида. Набор акцидентальных характеристик может задавать определённого индивида (именно этого и никакого другого) в определённый момент времени, однако с помощью такого понимания индивидуальности невозможно объяснить самотождественность индивидуального субъекта при смене акциденций. Согласно Ибн Сине, лишь свойственный человеку внутренний интуитивный опыт существования индивидуального позволяет познавать индивиды в их индивидуальности. Поскольку такое познание чувственно и материально, принципом индивидуации оказывается материальное существование индивидуальной субстанции, присутствие конкретной субстанциальной формы в конкретной материи, которое и позволяет вещи сохраняться на протяжении определённого времени с уникальным, хотя и постоянно меняющимся набором акциденций. Таким образом, роль акциденций меняется: они становятся тем, с помощью чего происходит индивидуация, но принципом и предельным основанием индивидуации оказывается само актуальное бытие вещи: «К бытию (вещи) извне привходят акциденции и расположенности, посредством которых она индивидуализируется (per quae individuatur)». Влияние античной и арабской мысли (прежде всего, Аристотеля и Ибн Сины) на средневековые представления об индивидуации с очевидностью прослеживается в сочинениях Альберта Великого (ум. в 1280 г.), который одним из первых стал употреблять понятие «индивидуация» на латинском Западе. Объясняя индивидуацию, Альберт Великий следовал тезису Аристотеля в «Метафизике», согласно которому «всё то, что по числу есть множество, имеет материю». Из этого тезиса он делал следующий вывод: «Одна только материя (есть) принцип индивидуации; и нет ничего единичного (singulare), кроме материи и существующего посредством материи (per materiam)». Однако материя, по учению Aльберта Великого, является принципом индивидуации не сама по себе, но вследствие её связи с формой, как её подлежащее или носитель: «Материя является принципом индивидуации не как (сама) материя, но, скорее, как собственное подлежащее, то есть она является принципом индивидуации как первое подлежащее». Представления Альберта Великого об индивидуации получили дальнейшее развитие у его ученика Фомы Аквинского (ум. в 1274 г.). Следуя Аристотелю, Фома Аквинский утверждал, что форма, являющаяся чем-то общим, не может быть принципом индивидуации.

 



 
PR-CY.ru