ИНДИВИДУАЦИЯ - Страница 3

От того, как именно интерпретировалась индивидуальность, какие вещи считались индивидами и какой онтологический статус приписывался индивидуальности индивида, в конечном счёте, зависело направление поиска ответа на вопрос об индивидуации. В античной и эллинистической философии вопрос об индивидуации напрямую не ставился, однако многие авторы высказывали частные суждения, применимые к этому вопросу, которые позднее воспринимались и вписывались в различные схемы индивидуации. Важную посредническую роль между античной и средневековой латинской философскими традициями выполнили логические и теологические сочинения Боэция (ум. в 524 г.). Хотя в этих сочинениях понятие «принцип индивидуации» ещё не встречается, Боэций развивал в них взгляды, позднее ставшие основанием теорий индивидуации первого и второго типа. Так, согласно Боэцию, «единичность... выявляется из... акциденции, поскольку акциденции относятся к единичной предикации, и их предикация... не переходит на что-то иное». Вместе с тем, индивидуальность, по Боэцию (который в этом повторяет суждение Порфирия), задаётся не только акциденциями, но и собственными признаками: «Собственное (proprietas) индивидов ни для чего не является общим». Тем не менее, у исследователей есть основания считать, что собственные признаки интерпретировались Боэцием не в строго аристотелевском смысле, т.е. не как сущностные, а как акцидентальные (ср., например, выражение Боэция: «собственные свойства, которые достаются ему из акциденций»). При этом в трактате «О Троице» встречается также мнение о том, что для опознания субстанций как различных по числу (а значит, индивидуальных) необходимо наличие минимум двух факторов: совокупности различных акциденций и конкретного места, которое занимает вещь: «...Различие по числу создаёт разнообразие акциденций (accidentium varietas)»; «если мы... отделим... вещи от всех акциденций, то всё равно место будет различным, поскольку... два тела не могут занимать одно место». Неточность приведённых формулировок Боэция и различные подходы к вопросу об индивидуации, встречающиеся в его трактатах, послужили поводом к последующим продолжительным дискуссиям. В модифицированном виде позиция Боэция составила костяк совокупности теорий индивидуации, которые Х. Грасия объединяет под общим наименованием «стандартная теория». Этой теории, имевшей ярко выраженный метафизический характер, придерживались такие теологи раннего Средневековья, как Иоанн Скот Эриугена (ум. в 877 г.), епископ Камбре Одо (XI–XII вв.), Ансельм Кентерберийский (ум. в 1109 г.), Аделард Батский (ум. после 1146 г.), Вильге6льм из Шампо (ум. в 1121/1122 г.), Тьерри Шартрский (XII в.), Иоанн Солсберийский (ум. в 1180 г.) и др. Все эти авторы интерпретировали индивидуальность преимущественно через идею различия и считали принципом индивидуации либо акциденции (одну особую или определённый набор), либо совокупность всех свойств и характеристик вещи, включая неакцидентальные, т.е. субстанциальные. Вопрос об индивидуации у этого круга авторов часто сливался с вопросом о различимости индивидов и об их отличии друг от друга, тем самым теряя процессуальное измерение. Серьёзным изменениям «стандартная теория» была подвергнута в сочинениях Гильберта Порретанского (ум. в 1154 г.), который, однако, не во всём отошёл от её метафизических принципов.

 



 
PR-CY.ru