ИНДИВИДУАЦИЯ - Страница 2

Традиционно четвёртый тип связывается с именем Ибн Сины (Авиценны) и может быть обнаружен в различных формах у некоторых его латинских последователей. В рамках теорий этого типа признаётся, что лишь через обращение к понятию «существование» («existentia») можно объяснить индивидуальность вещи. При этом само существование может быть интерпретировано различными способами. Сторонники теорий пятого типа полагали, что индивидуальность вещи задаётся причинами, которые являются внешними для данной вещи. Эти причины могли считаться естественными (например, родители человека как основание его индивидуальности) или сверхъестественными (например, прямое действие Бога, наделяющего вещи индивидуальным существованием). Последняя позиция была характерна для некоторых ортодоксальных теологов, но широкого распространения в университетской среде не получила. Применительно к индивидуации акциденций Х. Грасия выделяет три основных типа теорий индивидуации. Согласно сторонникам теорий первого типа, акциденции получают индивидуальное существование благодаря тем субстанциям, с которыми они соединяются. Например, серый цвет бороды Сократа индивидуален, поскольку он принадлежит Сократу как индивиду. Приверженцы второго типа теорий полагали, что акциденции индивидуализируются не благодаря самой субстанции, но благодаря некоторым её характеристикам: например, видовым особенностям или пространственно-временному положению. Наконец, авторы, которые придерживались теорий третьего типа, учили, что акциденции индивидуализируются сами по себе и не нуждаются в отличном от них принципе индивидуализации. Подобные взгляды были характерны для номиналистов, например, Уильяма Оккама (ум. в 1349 г.), а также встречаются в работах Франсиско Суареса (1548–1617 гг.). Неуклонное возрастание интереса к вопросу об индивидуации в Средние века во многом объясняется тем, что решение этого вопроса требовалось для анализа ряда тонких богословских проблем, с неизбежностью возникавших при построении всеохватывающих богословских сумм и систем, типичных для средневековой мысли. Среди этих проблем исследователи выделяют вопросы тринитарного богословия (прежде всего, вопрос о способе совмещения единичности и троичности в Боге), учение о первородном грехе и об искуплении (проблему перехода греха и благодати с индивида на род), проблему личного бессмертия и телесного воскресения (в том числе широко дискутировавшийся вопрос об индивидуальности человеческой души, отделяющейся от тела после смерти), вопрос об индивидуальности чистых разумных существ – ангелов и др. Таким образом, учение об индивидуации у многих мыслителей первоначально формировалось в качестве богословского инструментария, однако с течением времени всё больше приобретало самостоятельное философское значение. Предлагаемое тем или иным мыслителем решение вопроса об индивидуации определялось как общими метафизическими установками авторов, так и принципиальным решением ими онтологических вопросов, связанных с понятием «индивид», и шире – с решением вопроса о соотношении общего и частного в вещах.

 



 
PR-CY.ru