ИРГИЗСКИЕ МОНАСТЫРИ - Страница 11

В числе певчих были мальчики, из которых избирался один со звучным голосом – дискант, или «подголосок». Исследователи полагают, что в особых случаях он мог дублировать мелодию распева октавой выше. Записи на певческих книгах хранят некоторые имена уставщиков, головщиков, подголовщиков, певчих в качестве владельцев книг: «Сия святая и богодухновенная книга, глаголемая Празники, Средне-Никольскаго монастыря настоятеля Амбросия, уставщика Деонисия, казначея Сергия, головщиков Петра, Ильи, пономарев Сергия и Герасима ...» (Отдел редких книг и рукописей Зональной научной библиотеки Саратовского государственного университета). Клирошане занимали высокое положение в монастырской иерархии: во-первых, после процедуры «исправы» вновь принятый в старообрядчество священник или дьякон должен был поклониться клирошанам обеих сторон и общему собранию; во-вторых, большинство соборных монастырских постановлений, резолюций или обращений к властям подписывалось головщиками и подголовщиками обоих клиросов наряду с настоятелем, соборными старцами, уставщиком. Историки Иргизских монастырей отмечали особый расцвет пения в Верхне-Успенском (впоследствии Верхне-Спасо-Преображенском) монастыре в период деятельности настоятеля Сергия (Юршева), который добился от властей официального разрешения на богослужения «старым чином», и при последнем старообрядческом настоятеле Силуяне (1834–1841 гг.). В женских монастырях суточный круг богослужения совершался по подобному уставу, но отсутствовала литургия, поскольку женские обители имели только часовни (или молельни). Седмичные службы в часовнях отправляли «старшие» монахини, чередуясь посуточно или понедельно. Богослужение могло отправляться и в настоятельских, так называемых крестовых, кельях. Для совершения чинов пострига, погребения и таинства покаяния приходил священник или иеромонах из близлежащего мужского монастыря, принося также Святые Дары для причащения. Пение, сопровождавшее службы женских монастырей, было «скромнее», чем в мужских монастырях. Пение могло сопровождать также общие монашеские трапезы, которые оканчивались произнесением (возможно певчески) молитвы Богородице «Достойно есть» или соответствовавшего празднику задостойника. В дни церковных праздников богослужение отличалось большой торжественностью и протяжённостью; служба могла целиком петься демеством. В иргизских певческих рукописях демественные песнопения излагались как демественной, так и столповой, т.е. знаменной, нотацией. Согласно певческим рукописям, в богослужении Иргизских монастырей поддерживалась традиция многораспевности. В рукописях часты обозначения «ин роспев», «ин перевод», «большой», «малый», «другий», «ин конец».

 



 
PR-CY.ru