ИРГИЗСКИЕ МОНАСТЫРИ - Страница 14

Существование собственной традиции создания певческих книг на Иргизе подтверждается как записями их создателей – иеромонаха Трефилия (Отдел редких книг и рукописей Зональной научной библиотеки Саратовского государственного университета, конец XVIII в.), инока и головщика Гаврилы и подголовщика Иуды Иванова Аверина (Библиотека Академии Наук), инока Исаакия Донского (Пугачёвский краеведческий музей), инока Антония (Отдел редких книг и рукописей Зональной научной библиотеки Саратовского государственного университета, 1817 г.), так и свидетельствами историков – Николая Степановича Соколова («Так называемые певчия книги, или ноты, писались большей частью в самих монастырях, – это искусство было довольно сильно развито на Иргизе, и в круг монастырского обучения входили между прочим уроки писанья крюков для певчих косым пером»; схожие сообщения оставили Н.С. Попов и Дмитрий Николаевич Дубакин), Павел Иванович Мельников (Андрей Печерский: «Наряду с слободскими рукописями стоят московские и иргизские, т.е. писанные в прежде бывших саратовских раскольничьих скитах»), М.Н. Тихомиров («Особенно охотно переписываются певчие книги – Октоих, Обиход, Праздники… Большинство рукописей такого содержания написано на Иргизе»). С другими поповскими старообрядческими общинами наблюдается совпадение не только в догматических вопросах и чинопоследовании, но и в особенностях книгописания и книжного оформления. Большинство певческих книг предназначалось для частого употребления и имело скромное оформление – киноварную вязь и инициалы с травными элементами. Наиболее украшенными являются книги, предназначенные для литургии и праздничного богослужения. Стиль украшений не отличается особым изяществом, характерный приём – штриховка. Отдельные певческие рукописи имеют «старопечатный» стиль украшений чернилами без раскраски. В целом, как и для ветковских книг, здесь нетипично применение золота. Отдельные экземпляры пышно иллюминированы (Отдел редких книг и рукописей Зональной научной библиотеки Саратовского государственного университета: Ирмологий, вторая половина – конец XVIII в.) в тёмной, густой и контрастной цветовой гамме. Крюковая нотация в иргизских книгах, как это типично для поповских старообрядческих толков, имеет пометы и признаки. Характерной чертой исследователи называют более крупное письмо демественной нотации по сравнению со столповой. Текст песнопений истинноречный, что также характерно для практики старообрядцев, признающих священство. Среди книг, созданных в Иргизских монастырях, преобладают книги праздничного и литургийного репертуара – Демественники, Праздники, Трезвоны, Октоихи, меньше Обедниц, Ирмологиев, Обиходов, Триодей. Обедница содержала песнопения трёх типов литургии, особые песнопения литургий Великого четверга и Великой субботы.

 



 
PR-CY.ru