ИРГИЗСКИЕ МОНАСТЫРИ - Страница 13

Обучение богослужебному пению и чтению доверялось уставщику и действующим головщикам. Выучивались «Азбука», «Часовник», «Псалтирь», затем некоторые песнопения: ирмосы, октайные стихиры и т.д. В процессе обучения применялись «горовосходная лествица», погласицы, проучки – мнемонические попевки с поступенным движением, подтекстованные изречениями, например: «Кто тя может избежати, смертный час». Кроме столпового знамени в монастырях обучали демественной нотации и демественному пению. Обучение шло в устной форме, большую роль играл процесс запоминания на слух. Певческие книги из монастырских библиотек свидетельствуют также о том, что в монастырях допускалось и обучение нотолинейной записи (Отдел редких книг и рукописей Зональной научной библиотеки Саратовского государственного университета). Красноречивы записи, сделанные на рукописных сборниках, содержащих теоретические руководства по пению: «Братия и друзи, подвизайтеся о святем надлежащем сем пении» (Отдел редких книг и рукописей Зональной научной библиотеки Саратовского государственного университета), «нужно приступить с благоговением, тогда только можно понять ету науку» (Там же). Библиотеки мужских Иргизских монастырей содержали полный корпус богослужебных певческих книг XVII–XIX вв.: Октоихи, Ирмологии, Праздники, Трезвоны, Обиходы, Обедницы, Триоди постные и цветные. В Отделе редких книг и рукописей Зональной научной библиотеки Саратовского государственного университета хранится около сорока экземпляров певческих книг старообрядческого периода истории Иргизских монастырей (с 1780 гг. до обращения в единоверие). Общность комплекса данных (почерки, характер заголовков и инициалов, составы, распевы) позволяет исследователям говорить о монастырском происхождении большинства из них. Меньше сохранилось книг дореформенного периода (первая половина XVII в.), но бывших в собственности монастырей или их насельников, и единоверческого периода монастырей (вторая половина XIX в.). Единичные экземпляры иргизских книг на крюках есть в Пугачёвском краеведческом музее, в Хвалынском краеведческом музее, в Самарской областной научной библиотеке, одна рукопись – в Библиотеке Академии Наук. Согласно описям книг Иргизских монастырей, приложенным к донесению Саратовской казённой палаты в Министерство государственных имуществ от 1828 г. (Российский государственный исторический архив), перед обращением в единоверие в Иргизских монастырях было больше сотни певческих рукописей (вместе с дониконовскими). Певческие книги поступали как вклады от приходящих на жительство и от жертвователей, но в большом количестве писались и в монастырях.

 



 
PR-CY.ru