ИРГИЗСКИЕ МОНАСТЫРИ - Страница 10

При первом знакомстве с Иргизскими монастырями историк зафиксировал наличие в ризницах большого числа «старых богослужебных книг и рукописей полемического содержания» и отметил, что книжные собрания Иргизских монастырей «представляют собой нечто целое». В 1920 г. историк составил в Самаре описание 71 рукописи из Воскресенского монастыря, хранившейся в Пугачёвском музее, в 1924 г. описал 134 рукописи, в том числе 33 ранее вывезенные им с Иргиза в Самару. М.Н. Тихомиров обозначил некоторые признаки иргизского книгописания: чёткий полуустав, книжная иллюминация (заставки и травы) в поморском стиле, частое использование плотной синей бумаги. Важную роль в сохранении иргизского книжного наследия сыграл Пугачёвский краеведческий музей. Значительную часть иргизских библиотек музей получил в начале января 1926 г. В 1935 г. основной книжный фонд музея, собранный в Иргизских монастырях (471 старопечатная книга и 229 рукописей), был передан в научную библиотеку (ныне Зональная научная библиотека имени Веры Александровны Артисевич) Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. В настоящее время помимо библиотеки Саратовского университета книги и рукописи из Иргизских монастырей хранятся в отделах рукописей Исторического музея, Российской государственной библиотеки и Российской национальной библиотеки, в краеведческих музеях Пугачёва и Хвалынска (Саратовская область), в Саратовской и Самарской областных научных библиотеках, в Лаборатории археографических исследований Уральского государственного университета имени Алексея Максимовича Горького. Иргизские старообрядческие монастыри в период расцвета (конец XVIII в. – 1820 гг.) отличались торжественностью совершения служб, важную роль в которых играло певческое искусство. По-видимому, вначале иргизские насельники находились под влиянием традиций Ветки и Стародубья, мест своего прежнего пребывания. Один из источников указывает на священника Иакова, присланного из стародубского Покровского монастыря, который служил на Иргизе по обычаям своего монастыря до 1782 г. Богослужение в иргизских мужских монастырях, имевших с 1780 гг. собственные церкви, составляли: вечером – вечерня, каноны, повечерие после ужина, отпуст и вечерние молитвы, утром – утреня, под воскресные дни и в праздники – всенощное бдение, длившееся до 7 часов, часы и литургия. После литургии, как правило, провозглашались служащим священником или за его отсутствием уставщиком многолетия государю, местным властям («болярам»), но опускались традиционные дополнения «благоверного» и «нашего» в отношении государя и «болярина» соответственно. Поскольку монастыри периодически испытывали недостаток в священниках, то общественное богослужение, за исключением литургии, а также требы могли совершать диаконы и даже уставщики. Пение было антифонным; на клиросах находилось внушительное число певчих, среди которых было много «бельцов» (проживающих на территории монастырей или приходящих лиц без иноческого чина). В будни на одном клиросе было до десяти человек. Каждый клирос управлялся головщиком, под началом которого находилось несколько подголовщиков.

 



 
PR-CY.ru