ИОСИФ АРИМАФЕЙСКИЙ - Страница 7

Самое подробное изложение Страстного цикла представлено в иконографических программах двух вологодских икон: «Воскресение – Сошествие во ад, со сценами земной жизни Иисуса Христа и с праздниками» Дионисия Гринкова (1567/1568 г., Вологодский музей-заповедник) и на воспроизводящей её часть иконе из церкви Иоанна Предтечи в Дюдиковой пустыни (рубеж XVI и XVII вв., Вологодский музей-заповедник). Кроме «Испрошения тела Иисуса Христа у Пилата», «Снятия с креста» и «Оплакивания» изображены «Перенесение тела Иисуса Христа в гробницу» и «Положение во гроб». На обеих иконах Иосиф Аримафейский – средовек в красном хитоне и в тёмно-синем гиматии. На иконе «Воскресение – Сошествие во ад, с праздниками и со страстями» из собрания А.В. Анисимовой (конец XVII в.) присутствует три композиции: «Испрошение тела у Пилата», «Снятие с креста» и «Оплакивание», где Иосиф Аримафейский изображён старцем в синем хитоне и в коричневом гиматии. Как старец в вишневом гиматии он представлен на иконе «Воскресение Христово, с клеймами страстей» из праздничного ряда иконостаса церкви апостола Иоанна Богослова в Вологде в клеймах «Испрошение тела у Пилата», «Снятие с креста», «Оплакивание» и «Положение во гроб» (иконописцы Ермолай и Яков Сергиевы, Пётр Савин, Семён Карпов, 1692 г., Вологодский музей-заповедник). На некоторых иконах XVII в. присутствует сцена, литературная основа которой исследователям неизвестна. Перед Пилатом, который держит ризу Христа, судя по внешнему облику, стоит Иосиф Аримафейский (икона последней четверти XVII в. из собрания М. Де Буара; Елизаветина). В русском искусстве Нового времени под влиянием западноевропейской живописи и гравюры Иосиф Аримафейский изображался в роскошных восточных одеждах и в головном уборе в форме колпака с кисточкой, как, например, на палехских иконах «Снятие с креста» и «Оплакивание» (первая треть XIX в., Палех). Тогда же появился вариант иконографии «Положение во гроб», где выделяется масштабом фигура Богоматери. Перед Ней – маленький гроб, в который Иосиф Аримафейский и Никодим на белых пеленах опускают тело Спасителя (икона из Афанасиевской церкви села Чиркова Усть-Кубенского района Вологодской области, первая половина XVIII в., УКНМ; Иосиф Аримафейский – средовек в коротком, до колен, хитоне, розоватом гиматии и белых сапогах до колен, на нимбе указано его имя). В древнерусском лицевом шитье на плащаницах и воздухах с изображением «Положения во гроб» он представлен припадающим или склонённым к ногам Спасителя русоволосым средовеком («Воздух большой (плащаница)», 1558 г., мастерская Евфросинии Старицкой; плащаница, 1645–1647 гг., мастерская царицы Евдокии Лукьяновны, обе – в музеях Московского Кремля) либо старцем с небольшой остроконечной бородкой (плащаница, 1570–1580 гг., мастерская Агриппины Годуновой, музеи Московского Кремля). В западном средневековом искусстве Иосиф Аримафейский иногда представлен в коротком хитоне и остроносых сапогах, как, например, на створке алтаря около 1250 г. (Галерея искусств Иельского университета, Нью-Хейвен, Коннектикут) – у него короткие волосы с проседью и небольшая борода. На миниатюрах на голове у Иосифа Аримафейского изображают колпак (например, французская рукопись Готье де Куэнси «Жизнь и чудеса Богоматери» конец XIII в. – Российская национальная библиотека).



 
PR-CY.ru