ИОСИФ АРИМАФЕЙСКИЙ - Страница 6

На фреске в церкви великомученика Пантелеимона в Нерези 1164 г. Иосиф Аримафейский облачён в синий хитон и жёлтый гиматий, показан стоящим на лестнице, обхватив тело Спасителя. На иконе «Снятие с креста» (1360–1370 гг., монастырь Ватопед на Афоне) он изображён в синем хитоне с золотым клавом и в коричневом гиматии, короткая борода разделена на волнистые пряди; он стоит на лестнице, поддерживая тело Иисуса Христа. В сцене «Перенесение тела Иисуса Христа в гробницу» Иосиф Аримафейский, как правило, изображается старцем, поддерживающим ноги Спасителя (фреска в церкви св. Врачей в Кастории, конец XII в.). В сцене «Оплакивание» он иногда представлен в хитоне с засученными рукавами, без гиматия (фреска в соборе Христа Пантократора монастыря Дечаны, 1335–1348 гг., Иосиф Аримафейский и Никодим изображены с нимбами). В древнерусском искусстве домонгольского времени он изображался как старец, например, на фреске «Оплакивание» в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове (рубеж 1130 и 1140 гг.), на этой фреске он облачён в голубой хитон и сиреневый гиматий. Начиная с XV в. встречается его образ как русоволосого средовека, например, на иконе «Снятие с креста» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (1425–1427 гг.). Одежды бывают разных цветов, иногда даже в клеймах одной иконы: например, на иконе «Евангельские сцены» (Земная жизнь Христа; первая треть XV в., Новгородский музей-заповедник) из церкви Бориса и Глеба в Плотниках в Великом Новгороде в сцене «Снятие с креста» Иосиф Аримафейский показан в жёлтом хитоне, в сцене «Перенесение тела Христа в гробницу» он в коротком тёмно-розовом хитоне до колен встречает погребальную процессию у дверей гробницы (этот сюжет встречается крайне редко). В сцене «Снятие с креста» Иосиф Аримафейский часто изображается босым, стоящим на лестнице, прислонённой к кресту, с нимбом; одет либо в хитон с засученными рукавами (икона из Александрова Куштского монастыря последней четверти XVI в., Вологодский музей-заповедник; Иосиф Аримафейский – средовек), либо в хитон и гиматий (икона из иконостаса собора Святой Софии в Великом Новгороде, иконописцы Андрей Лаврентьев, Иван Дерма Ярцев, 1509 г., Новгородский музей-заповедник; икона из Корнилиева Комельского монастыря, 1515 г., Вологодский музей-заповедник; Иосиф Аримафейский – старец). В композиции «Оплакивание» Иосиф Аримафейский, как правило, представлен припадающим к ногам Спасителя (икона последней четверти XIV в. из монастыря Ватопед на Афоне; икона из иконостаса собора Святой Софии в Великом Новгороде, 1509 г., Новгородский музей-заповедник) или согбенным, за гробом Спасителя, взирающим на Него, как на иконе из праздничного ряда Успенского собора Кириллова Белозерского монастыря (около 1497 г., музей Андрея Рублёва). К сюжету «Испрошение тела Иисуса Христа у Пилата» обращались создатели новгородских таблеток (конец XV в., Новгородский музей-заповедник); икона на этот сюжет есть в праздничном ряду иконостаса собора Святой Софии в Великом Новгороде (1509 г.), где Иосиф Аримафейский изображён старцем в синем хитоне и в зелёном гиматии. С XVI в. в русском искусстве получили распространение иконы «Воскресение – Сошествие во ад» с включением изображений праздников и Страстей Господних.

 



 
PR-CY.ru