ИОСИФ АРИМАФЕЙСКИЙ - Страница 4

К IX в. относится легенда, повествующая об Иерусалимском патриархе Фортунате, который бежал на запад во времена Карла Великого с мощами Иосифа Аримафейского и остановился в монастыре бенедиктинцев Муайенмутье в Северной Франции. В XI–XIII вв. в английских и во французских рассказах об Иосифе Аримафейском появились новые подробности. Затем эти рассказы были объединены в цикл легенд о Граале и короле Артуре. В легендах этого цикла говорится о том, что Иосиф Аримафейский до погребения Христа омыл Его окровавленное тело и сохранил воду и кровь в сосуде, содержимое которого было разделено между ним и Никодимом. Различные части этой истории изложены в «Романе об Иосифе Аримафейском» (рубеж XII и XIII вв.) бургундского поэта Робера де Борона. Иосифа Аримафейского особо почитали в Гластонбери, где, как считалось, он основал монастырь. Часть мощей Иосифа Аримафейского (рука) была представлена для поклонения в соборе св. Петра в Риме. Отдельное сказание, посвящённое Иосифу Аримафейскому, появляется только в «Перечне святых» Петра Наталиса в XIV в. Церковное почитание Иосифа Аримафейского установилось сначала на Востоке. Согласно иерусалимскому грузинскому месяцеслову Иоанна-Зосима (X в.), его память праздновалась 31 августа, в прочих грузинских литургических календарях она отмечена в третье воскресенье после Пасхи. Это также характерно для византийской традиции, где в Уставе Великой церкви в это воскресенье положено чинопоследование в честь жён-мироносиц и Иосифа Аримафейского. В византийских Синаксарях XIII–XIV вв. память Иосифа Аримафейского со стихами, но без сказания появляется под 31 июля. Та же дата упоминается в «Синаксаристе» Никодима Святогорца. Синаксарная память и стихи повторяются в славянских Прологах, в греческих лицевых святцах память Иосифа Аримафейского отмечена 31 мая. В византийском каталоге апостолов Псевдо-Дорофея Тирского (VIII–IX вв.) Иосиф Аримафейский не упоминается, однако Димитрий Ростовский включает его в список 70 апостолов и сообщает, что он был изгнан иудеями и проповедовал Христа в Англии, где и преставился. Память Иосифа Аримафейского под 31 июля не упоминается в календарях РПЦ, но сохранилась в южнославянской традиции. Святитель Жичский Николай (Велимирович) поместил в своём Прологе под этим числом стихи из славянских Прологов, а также составленное им на основании Евангелий и апокрифов небольшое сказание об Иосифе Аримафейском. В западных Мартирологах нет упоминаний о почитании Иосифа Аримафейского до XVI в., кардинал Цезарь Бароний в Римском Мартирологе (XVI в.) под 17 марта отметил празднование памяти Иосифа Аримафейского духовенством Ватиканской базилики. В древнем иерусалимском календаре, который сохранился в грузинском переводе, память Иосифа Аримафейского отмечается в третью Неделю по Пасхе; в грузинских рукописях сохранились песнопения на этот день. В Типиконе Великой церкви IX–XI вв. в память Иосифа Аримафейского и жён-мироносиц в третью неделю по Пасхе на Пс. 50 поются тропарь «Благообразный Иосиф», самогласен «Учеников Твоих лик…», на литургии назначаются прокимен Пс. 149: 5 со стихом, Апостол Деян. 6:1–7, аллилуиарий Пс. 131:1 со стихом, Евангелие Мк. 15:43–16:8.

 



 
PR-CY.ru