ИОСИФ АРИМАФЕЙСКИЙ

ИОСИФ АРИМАФЕЙСКИЙ – святой праведный (память в Неделю жён-мироносиц; память в Греческой церкви 31 июля); влиятельный член синедриона и тайный ученик Иисуса Христа (Мф. 27:57–60; Мк. 15:43–46; Лк 23:50–53; Ин. 19:38–42). Иосиф Аримафейский происходил из города Аримафеи (Рамафа; ср.: 1 Макк. 11:34), который располагался на расстоянии около 30 км к северо-западу от Иерусалима. В Ветхом Завете упоминается также как Рамафаим-Цофим (1 Цар. 1:1, 19; 2:11); у апостола Луки Аримафея названа иудейским городом (Лк. 23:51). Некоторые исследователи считают, что греческий текст Мк. 15:43 и Ин. 19:38 допускает понимание выражения «из Аримафеи» как «пришёл из Аримафеи», т.е., когда начались события Распятия, Иосиф Аримафейский пришел из Аримафеи. Согласно евангелисту Марку, Иосиф Аримафейский, «знаменитый член совета», принадлежал к числу тех, кто «ожидал Царствия Божия» (Мк. 15:43). После смерти Спасителя Иосиф Аримафейский воспользовался своим положением, чтобы попросить у Пилата тело Иисуса для погребения. Когда разрешение было получено, Иосиф Аримафейский снял тело Спасителя с креста, обвил его плащаницей, положил во гроб, который был высечен в скале, и, привалив камень к двери гробницы, удалился (Мк. 15:43–46). Иосиф Аримафейский не допустил, чтобы тело Господа было брошено в общую могилу, как тела двух распятых вместе с ним разбойников. Эта гробница не была семейным склепом Иосифа Аримафейского, но, очевидно, была специально им приготовлена (см.: Мф. 27:60; Ин. 19:41; ср.: Ис. 5369). Исследователи полагают, что Иосиф Аримафейский недавно переехал из Аримафеи в Иерусалим, фамильная гробница находилась на его родине. Из Евангелия от Матфея известно, что Иосиф Аримафейский был «богатым человеком» и учеником Христа (Мф. 27:57). Важную деталь к образу Иосифа Аримафейского добавляет евангелист Лука, сообщая, что он был «человек добрый и правдивый» (т.е. подобный другим праведникам Ветхого Завета: Захарии, Елисавете и Симеону – Лк. 1:6; 2:25) и не участвовал в осуждении Спасителя (Лк. 23:50–51). Евангелист Иоанн, уточняя сообщения синоптиков, говорит об Иосифе Аримафейском как о тайном («из страха от Иудеев») ученике Иисуса, которому в погребении своего учителя помогал праведный Никодим, который принёс благовония для умащения тела (Ин. 19:38–40). Апостол Иоанн объясняет причину того, что Спаситель был похоронен в гробе новом, «в котором ещё никто не был положен», указывая, что так было сделано «ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко» (Ин. 19:42). Кроме того, он сообщает, что пещера, приготовленная Иосифом Аримафейским, находилась в саду (Ин. 19:41). Именование Иосифа Аримафейского «членом совета» в Mк. 15:43; Лк. 23:50 (встречается только в этих местах в Новом Завете) могло подразумевать его участие в управлении некой местной общиной. Однако, как полагают исследователи, Иосиф Аримафейский был членом Иерусалимского синедриона, т.к. он был богатым землевладельцем (Мф. 27:57) и был связан с Никодимом, другим членом синедриона (Ин. 7:50; 19:39). Кроме того, Иосиф Флавий использует однокоренное слово «совет» по отношению к Иерусалимскому синедриону.

 



 
PR-CY.ru