ИОСИФ АРИМАФЕЙСКИЙ - Страница 2

На основании иудейского закона, по которому тело казнённого не должно было оставаться на дереве после захода солнца (Втор. 21:23), а погребение рассматривалось в качестве обязанности, которая должна выполняться даже по отношению к телам врагов, некоторые современные библеисты предположили, что Иосиф Аримафейский, как один из иудейских вождей, мог просить у Пилата тело Иисуса, ссылаясь на требования закона. Таким образом, благодаря Иосифу Аримафейскому Христос, распятый как преступник, был достойно и благоговейно погребён (ср.: Ис. 53:9). Однако в таком случае Иосиф Аримафейский мог нарушить постановления закона о ритуальной чистоте (ср.: Числ. 19:11–13) и серьёзно рисковал своим высоким положением в обществе (Ин. 19:38; ср.: Мк. 15:43, где сказано, что Иосиф Аримафейский «осмелился войти к Пилату»). Действия Иосифа Аримафейскго свидетельствуют, скорее, о нём как о последователе Христа, который был прежде «тайным учеником» из-за опасений преследования со стороны иудеев. Согласно мнению Джона Доминика Кроссана, история с Иосифом Аримафейским является позднейшей легендой, возникшей на основе апокрифического «Евангелия от Петра» (около II в. н.э.) и вставленной в текст Евангелий, однако эта гипотеза была отвергнута большинством специалистов, в том числе и на основании текстологического анализа. В святоотеческой экзегезе Иосиф Аримафейский представлен отважным учеником Христовым, который, несмотря на распятие Своего Учителя, не оставил надежду на грядущее Царствие Божие. Он не участвовал в «совете их» (т.е. в осуждении на смерть Господа), и св. отцы видели в нём «блаженного мужа», изображённого в Пс. 1. Иларий Пиктавийский называет Иосифа Аримафейского «образом апостолов», хотя он не упоминается среди 12 ближайших учеников Господа. Многие св. отцы подчёркивали значимость примера Иосифа Аримафейского для христиан: Григорий Богослов в Слове «На Святую Пасху», призывая слушателей уподобиться свидетелям Христова воскресения, говорит следующее: «Если ты Иосиф Аримафейский, проси тела у распинающего; очищение мира пусть будет твоим очищением»; а Григорий Нисский символически сближает достойное погребение тела Господа, совершённое Иосифом Аримафейским, с достойным причастием Тела Христова в Евхаристии, которое не должно приниматься «в оскверненную плащаницу совести и... в смрадном от мертвых костей и всякой нечистоты гробе сердца». Иоанн Златоуст предположил, что Иосиф Аримафейский мог быть учеником Христа из числа апостолов от 70 и, вероятно, был известен Пилату. То, что Иосиф Аримафейский и Никодим принесли благовония, которые «имели силу надолго сохранять тело и не давать ему скоро предаться тлению», по словам святителя, показывает, что «они не представляли о Христе ничего великого» и «думали о Христе, как о простом человеке». Иосиф Аримафейский, как и апостолы, был одержим страхом, однако своим поступком он явил великое дерзновение, любовь и мужество. Будучи почтенным членом синедриона, он отважился на «явную смерть, потому что возбуждал всеобщую против себя ненависть, когда обнаруживал свою любовь к Иисусу».

 



 
PR-CY.ru