ИОСИФ АРИМАФЕЙСКИЙ - Страница 5

В богослужебных книгах Студийского и Иерусалимского уставов Иосиф Аримафейский также упоминается в третью неделю по Пасхе. Хотя большинство песнопений этого дня посвящено жёнам-мироносицам, Иосиф Аримафейский упоминается в славниках литийных и стиховных стихир, поётся отпустительный тропарь «Благообразный Иосиф», этот же тропарь выступает в качестве седальна по первом стихословии в воскресной службе второго гласа), в каноне на этот день авторства Андрея Критского (без акростиха, второго гласа, ирмос. Иосиф Аримафейский прославляется в первом – втором тропарях каждой песни (за исключением седьмой и восьмой). Также упоминается в песнопениях Великой пятницы и Великой субботы: в стихире на стиховне вечерни Великой пятницы, в каноне на повечерии, в «похвалах», в каноне утрени Великой субботы, в одном из седальнов и в стихире на целование плащаницы; некоторые песнопения – славник на стиховне вечерни Великой пятницы и отпустительный тропарь (без окончания, в котором говорится о воскресении Христа) – те же, что и в третью Неделю по Пасхе. Сюжеты песнопений, прославляющих Иосифа Аримафейского, в основном, соответствуют евангельскому повествованию о том, что он решился идти к Пилату с просьбой разрешить ему снять с креста тело умершего Христа и предать его погребению (стихира на целование плащаницы, тропарь четвёртой песни канона на повечерии в Великую пятницу). Вместе с Никодимом он снял тело Своего Учителя с креста (славник на вечерней стиховне в субботу вторую по Пасхе), обвил его плащаницей, умастил благовониями, положил в высеченном в скале новом гробе и привалил ко входу во гроб камень (тропарь шестой песни канона утрени в третью Неделю по Пасхе, седален утрени Великой субботы). Облик Иосифа Аримафейского не имеет устойчивых иконографических черт, в византийском искусстве он обычно изображался седовласым старцем. Как отмечал Николай Васильевич Покровский, на миниатюрах из некоторых византийских Евангелий Иосиф Аримафейский схож с апостолом Петром. В византийском и древнерусском искусстве Иосиф Аримафейский – действующее лицо в композициях Страстного цикла: «Снятие с креста», «Испрошение тела Иисуса Христа у Пилата», «Оплакивание», «Перенесение тела Иисуса Христа» и «Положение во гроб». В сцене «Снятие с креста» он обычно бывает представлен стоящим на прислоненной к кресту лестнице, поддерживающим тело Спасителя. Так, на створке диптиха «Распятие. Снятие с креста» (середина X в., Музей А. Кестнера в Ганновере) длиннобородый Иосиф Аримафейский изображён справа от креста, держащим вместе с Богоматерью тело Иисуса Христа. На эпистилии (вторая половина XII в., монастырь Ватопед на Афоне) в сцене «Снятие с креста» он показан старцем с густыми волосами и с небольшой бородой в синем хитоне и светло-коричневом гиматии, справа от креста. На резной пластине из слоновой кости «Снятие с креста» (вторая половина X в., Дамбартон-Окс) он – старец с залысиной, снимает, бережно поддерживая, тело Христа. На стеатитовой иконе «Распятие. Положение во гроб» (XII в., Государственный Эрмитаж) у Иосифа Аримафейского маленькая бородка, в XIII в. над этой фигурой на латыни было надписано его имя.

 



 
PR-CY.ru