ИЛАРИОН - Страница 6

"Молитва", нередко встречающаяся в рукописях отдельно от «Слова о законе и благодати», посвящена новообращённой Русской земле. Автор благодарит Бога за то, что Он её «исторг из пагубы идолослужения» (Библиотека литературы Древней Руси, том 1), и просит и в дальнейшем проявлять Свою милость и покровительство. Исповедание веры, составленное Иларионом, очевидно, при его поставлении в митрополиты (это следует из слов Илариона в конце: «И молите обо мне, честнеи учителе и владыкы Рускы земля»), есть только в сборнике Исторического музея. Исповедание представляет собой вариант Никео-Цареградского Символа веры, дополненный краткими рассуждениями Илариона на догматические темы с упоминания определений третьего–седьмого Вселенских соборов, касающихся двух природ Христа и почитания икон. У исследователей есть основания считать Илариона автором не входящего в сборник Исторического музея послания «К старейшему ми брату-столпнику» (и выписанного из него «Поучения к отрекшимся мира»), в заглавии которого указана принадлежность Илариону. Древнейшие списки «Послания...» (третья четверть XIV в. – 1410 гг.) с надписанием: «Илариона, митрополита Киевского» – содержатся в ряде рукописей сербского извода: Библиотека Академии Наук, третья четверть XIV в. (раньше был известен как «Сборник Константина Дмитриевича Петковича», «Сборник Мемнона Петровича Петровского», третья четверть XIV в.). По крайней мере, два списка (санкт-петербургский и хиландарский) происходят из библиотеки сербского монастыря Хиландар на Афоне, с момента основания связанного с Русским монастырём великомученика Пантелеимона. Широко представлены в южнославянской традиции XIV–XVIII вв. списки памятника, в заглавии которых автор (Иларион) не назван Киевским митрополитом. В восточнославянской традиции памятник известен с более позднего времени, древнейшие списки (пергаменные) датируются началом – первой четвертью XV в. (Российская государственная библиотека, Российский государственный архив древних актов и др.). В полных русских списках памятника определение автора как митрополита Киевского исследователям неизвестно, однако оно встречается в рукописях XV–XVI вв. при выписке (именуемой «От иного слова») из «Наказания к отрекшимся мира» Илариона Великого (Российский государственный архив древних актов). Послание «К старейшему ми брату-столпнику» посвящено различным вопросам монашеской жизни, и, в первую очередь, взаимоотношению монахов и «мира». Автор убеждён, что иноческое житие есть наиболее совершенное проявление христианской веры. Поэтому, апеллируя к авторитету Священного Писания и святоотеческих творений, он призывает иноков отрешиться от «мира» – не участвовать в мирских трапезах, не стремиться к достижению монастырских должностей и церковных отличий, не искать милости от светских властей, питаться, прежде всего, делом рук своих, а не рассчитывать на милостыню от сильных мира сего и богомольцев.

 



 
PR-CY.ru