ИЛАРИОН

ИЛАРИОН (ум. около 1054/1055 г.?) – митрополит Киевский, святитель (память 28 сентября – в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих; во вторую Неделю Великого поста – в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов). В источниках о жизни Илариона сохранились немногочисленные сведения. Согласно «Повести временных лет», он был священником («бе презвутер») в церкви святых Апостолов в селе Берестове под Киевом, в загородной резиденции киевских князей; исследователи считают вполне вероятным, что являлся духовником Киевского князя Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого (1016–1018, 1019–1054 гг.). Из автобиографической записи Илариона исследователи сделали вывод, что он был иеромонахом. Согласно летописному сказанию о начале Киево-Печерского монастыря, Иларион нередко удалялся из Берестова на лесистый холм (место будущей обители, её «ветхая» часть), где, ископав себе «печерку малу двусажену... отпеваше часы и моляшеся ту Богу втайне» (Полное собрание русских летописей). Позднее на этом месте, ископав свою пещеру, поселился вернувшийся с Афона на Русь Антоний Печерский. Поскольку в произведениях Илариона есть свидетельства знания им греческого языка, хорошей богословской подготовки, прекрасного владения приёмами риторики, некоторые исследователи допускали, что святитель получил образование в Византии. Людвиг Мюллер высказал предположение, что Иларион приобрёл опыт пустынножительства на Афоне, позднее, посетив Францию в составе одного из русских посольств 1048–1051 гг., связанных с бракосочетанием короля Генриха I и княжны Анны Ярославны, познакомился с латинским богослужением. «Муж благ, книжен и постник», Иларион в 1051/1052 г. (не позднее 1 марта 1052 г.) был хиротонисан в митрополита Киевского по инициативе князя Ярослава Владимировича («постави Ярослав Лариона митрополитомь русина в святеи Софьи, собрав епископы» – Полное собрание русских летописей) и стал первым русским, занявшим Киевскую кафедру. В рукописи, содержащей сочинения иерарха (Исторический музей, последняя треть XV в.), находится запись, где от лица Илариона говорится: «Аз милостию человеколюбивааго Бога, мних и прозвитер Иларион, изволением Его от богочестивых епископ священ бых и настолован в велицем и богохранимем граде Кыеве, яко быти ми в немь митрополиту, пастуху же и учителю. Быша же си в лето 6559, владычествующу благоверьному кагану Ярославу сыну Владимирю. Аминь». Именование Киевского князя каганом, свойственное памятникам письменности XI в., свидетельствует о раннем происхождении данного текста. Хиротония Илариона, совершённая не в Константинополе, а в Киеве Собором русских архиереев, шла вразрез с принятой практикой назначения епископов и митрополитов Патриаршим Синодом и получила неоднозначную трактовку в историографии.

 



 
PR-CY.ru