ИЛАРИОН - Страница 2

По мнению одних историков, прежде всего, отечественных (Михаил Дмитриевич Присёлков, Ярослав Николаевич Щапов и др.), она означала стремление Ярослава к церковной независимости от Византии. Другие исследователи (Л. Мюллер, К. Ханник, Анджей Поппе) считают, что этим действием юрисдикция Константинопольской кафедры не подвергалась сомнению (не случайно хиротония Илариона не рассматривалась как прецедент при поставлении на митрополичий престол Климента Смолятича в 1147 г.). Согласно мнению А. Поппе, поддержанному Александром Васильевичем Назаренко, Ярослав, созывая Собор для избрания и хиротонии Илариона, опирался на реформаторские тенденции внутри Константинопольской церкви, в которой именно в это время влиятельный Студийский монастырь отстаивал выборность архиереев вопреки практиковавшимся патриархией централизованным назначениям. Однако, как отметил Л. Мюллер, в источниках говорится не об избрании Илариона епископами, а лишь о совершённой ими хиротонии. При Иларионе Киевский князь дал церкви Церковный устав князя Ярослава Владимировича, который дошёл в поздних списках. По мнению Я.Н. Щапова, прототип Устава был составлен в начале 1050 гг. В Уставе сказано, что Ярослав, «сгадав» с Иларионом, «дал митрополиту церковные суды и епископомь, по правилом святых отець, судивше, казнити по закону». Как показал Я.Н. Щапов, несмотря на то, что составители документа декларировали приверженность нормам византийского «Номоканона», в Уставе князя Ярослава греческие правила были приспособлены к условиям Древней Руси времени «Русской Правды» с широкой церковной юрисдикцией, охватывавшей многие сферы жизни, которые не регулировались княжеской властью (суд над священно- и церковнослужителями, семейно-брачное право, дела о непредумышленных убийствах, о разного рода оскорблениях). В документе заметна ориентация на русскую практику светского судопроизводства, широко использовавшего денежные штрафы («продажи»). По Уставу часть этих штрафов поступала архиерею. За некоторые преступления по усмотрению епископа назначались епитимии, в ряде статей помимо размера штрафа в пользу архиерея записано: «...А князь казнит». По проложному сказанию, известному в рукописях с первой половины XIV в., Иларион, будучи митрополитом, 26 ноября неизвестного года освятил великокняжескую церковь св. Георгия в Киеве, построенную Ярославом Мудрым в честь своего небесного покровителя. В храме совершались наречения и поставления епископов. Владимирский епископ Симон писал Поликарпу, что из Жития Антония Печерского он узнал о том, что Иларион совершил монашеский постриг и рукоположил во иерея епископа Ростовского Леонтия («Первый – Леонтий, епископ Ростовьскый... Илариона же митрополита, и сам чел еси в житии святаго Антониа, яко от того пострижен бысть, тако священства сподоблен»; получившую распространение в науке интерпретацию данного фрагмента как сообщения о принятии Иларионом пострига от Антония исследователи считают неудовлетворительной, поскольку она противоречит летописному сказанию о начале Печерского монастыря, где сообщается, что Антоний вернулся с Афона после поставления Илариона на митрополичий престол).

 



 
PR-CY.ru