ИЛАРИОН - Страница 3

После смерти князя Ярослава 20 февраля 1054 г. о судьбе Илариона исследователям ничего не известно. Они полагают, что митрополит скончался ещё при жизни князя, поскольку не упоминается в связи с отпеванием и погребением князя. В 1055/1056 г. Киевским митрополитом был Ефрем (Новгородская первая летопись). Гипотеза М.Д. Присёлкова, что Иларион после оставления митрополичьего престола удалился в Киево-Печерский монастырь и является одним лицом с летописцем игуменом Никоном, не была принята научным сообществом. Важнейшие произведения Илариона («Слово о законе и благодати», «Молитва», «Исповедание веры») входят в сборник последней трети XV в. (Исторический музей; тексты имеют общее заглавие: «О законе, Моисеом даннем ему, и о благодати и истине, Исус Христос бывшим. И како закон отъиде, благодать же и истина всю землю исполни, и вера в вся языкы простреся и до нашего языка русскаго. И похвала кагану нашему Владимиру, от негоже крещени быхом. И молитва к Богу от всеа земля нашеа»). Подборка текстов, как предполагают исследователи, восходящая к Илариону, завершается кратким автобиографическим послесловием. «Слово о законе и благодати» датируется большинством исследователей 1040 гг. (во всяком случае, не ранее 1037 г., когда была построена упоминаемая в памятнике киевская церковь Благовещения на Золотых воротах, и не позднее 1050 г., когда скончалась киевская княгиня Ирина, о которой говорится как о живой). Помимо первоначальной редакции, сохранившейся в единственном списке Исторического музея, исследователи выделяют сокращённую редакцию, в которой опущены «Похвала князю Владимиру» и текст, связанный с Ярославом Мудрым (как полагают исследователи, составлена в XII–XIII вв., сохранилась более чем в тридцати списках), а также сокращённо-интерполированную редакцию, в которой при сокращённой исторической части усилено богословское содержание (известна исследователям не менее чем в десяти списках XV–XVII вв.). По мнению Николая Николаевича Розова и Л. Мюллера, «Слово о законе и благодати» могло быть пасхальной проповедью. Другие исследователи (например, Дмитрий Сергеевич Лихачёв) полагают, что «Слово о законе и благодати», будучи сказано в киевском соборе Святой Софии, завершалось «Молитвой». Л. Мюллер, выделяющий из «Слова о законе и благодати» «Похвалу князю Владимиру», полагал, что «Слово о законе и благодати» могло быть произнесено в день смерти равноапостольного князя Владимира (Василия) Святославича (15 июля) в 1049 или 1050 г. у гробницы крестителя Руси в Десятинной церкви.

 



 
PR-CY.ru