ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих - Страница 12

Поскольку наше чувственное и рассудочное познание видимого мира (мира явлений) хотя во всех своих определённых формах зависит от познающего субъекта, но, по крайней мере, получает независимый от него материал в наших ощущениях (или, точнее, в тех возбуждениях или раздражениях, которыми вызываются ощущения), тогда как нельзя того же сказать о названных идеях с точки зрения чистого разума. Они не имеют никакого независимого от субъекта материала и потому остаются чистыми трансцендентными идеями разума и получают у Канта только практическое значение, с одной стороны – как постулаты (требования) нравственного сознания, а с другой – как регулятивные принципы, дающие чисто формальную законченность нашим космологическим и психологическим понятиям. Кроме того, и относительно внешнего мира трансцендентальный идеализм, относя всё здесь познаваемое к субъекту, признавая вещи сами по себе безусловно для нас недоступными и, однако же, не отрицая их существование, ставит человеческий дух в положение хотя и более почётное, но в известном смысле ещё более тяжёлое, нежели какое отводит ему реализм механического мировоззрения. Ибо, согласно этому последнему, хотя человек вполне зависит от внешних вещей, но он, по крайней мере, может их познавать, он знает то, от чего зависит, тогда как по Канту наш субъект со всем своим грандиозным законодательным и регулятивным аппаратом познания безысходно погружён в безмерный и абсолютно тёмный для него океан непознаваемых «вещей в себе». Он неподвластен, недоступен этим вещам, как и они ему; он свободен от них, но это есть свобода пустоты. Человеческий дух, окончательно освобождённый (в теории, конечно) от власти внешних предметов гениальным продолжателем Канта, Фихте, требовалось теперь освободить от его собственной субъективности, от формальной пустоты его самосознания. Это освобождение предпринял Шеллинг, а окончательно довершил (опять-таки в теории) Гегель. Настоящая свобода достигается духом не через отрешение от предметов, а через познание их в их истине («Познайте истину и истина освободит вас»). Истинное познание есть тожество познающего и познаваемого, субъекта и объекта. Это тожество есть истина того и другого; но оно не есть акт, не есть пребывающее, косное бытие; в своём пребывании субъект и объект, как такие, полагаются в отдельности и внешности относительно друг друга, следовательно, не в истине. Но истина есть, и её не нужно отыскивать ни в косном бытии внешних вещей, ни в субъективной деятельности нашего «Я», без конца созидающего свой видимый мир единственно лишь затем, чтобы всегда иметь материал для упражнения в добродетели (точка зрения Фихте). Истина не сидит в вещах и не создаётся нами, а сама раскрывается в живом процессе абсолютной идеи, полагающей из себя всё многоразличие объективного и субъективного бытия и достигающей в нашем духе до полного самосознания, т. е. до сознания своего тожества во всём и тожества всего в ней. Таким образом, для познания истины нам не нужно носиться со своим «Я», примеривая его к разным объектам. Истина присуща нам самим так же, как и объектам. Она содержит в себе и осуществляет всё, и нам нужно только дать ей познавать себя в нас, т.е. раскрывать своё содержание в нашем мышлении; содержание же это есть то самое, которое выражено и в бытии предмета. Предмет (всякий) существует по истине только вместе со всем, в своей внутренней логической связи со всеми другими. Таким он и мыслится: в его понятии нет ничего такого, чего бы не было в его действительности, и в его действительности нет ничего такого, чего бы не содержалось в его понятии. Та самая абсолютная идея (или «живая субстанция», становящаяся субъектом, превращающаяся в дух), которая положила себя в предмете, как его скрытый смысл или разум, она же мыслит его в истинно-философском познании, т.е. сообщает ему внутреннее субъективное или самостное бытие.

 



 
PR-CY.ru