ГРОБА ГОСПОДНЯ (ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА) ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ - Страница 9

Р. Остерхут, изучая храм Гроба Господня, отметил, что здесь работали мастера из Константинополя, которые могли работать и над созданием мозаик, скульптуры, восстанавливать перекрытия ротонды храма Гроба Господня. 1099–1149 гг. связаны со строительной деятельностью крестоносцев и являются временем наиболее существенных изменений в архитектуре храма. В этот период сложилась основа его современного облика. В июле 1099 г., когда крестоносцы вошли в Иерусалим, храм состоял из ротонды с конической крышей со световым отверстием-окулусом, с апсидами на северной, южной и западной сторонах и с новой капеллой к востоку. Восточнее находился атриум с тремя дополнительными капеллами и с Голгофой в его юго-восточном углу. Южнее ротонды располагались три новые капеллы, вход вёл уже не с востока, как в византийский период, а с юга, через двор и портик. Западные архитекторы приступили к перестройке не сразу: в 1106–1107 гг. игумен Даниил в «Хождении...» описал храм как круглый, а Голгофу как отдельное здание с мозаикой. В 1130 гг. Рорго Фретеллус также писал о круглой церкви с четырьмя входами, но отметил, что строительство нового храма идёт «на восход солнца», там, где императрица Елена обрела Животворящий Крест. Раздельное обозначение святынь показано на ранних картах крестоносцев, и только карта из Камбре (не раньше середины 1160 гг.) даёт вид законченного храма с башней колокольни. Поскольку храм являлся центром паломничества, франки собрали в его проекте лучшее из накопленного в области устройства паломнических церквей в Европе XI–XII вв., особенно на путях из Франции к Сантьяго-де-Компостела. Соборы этой паломнической трассы (Сен-Мартен в Туре, Сен-Марсьяль в Лиможе, Сент-Фуа в аббатстве Конк, Сен-Сернен в Тулузе) существенно отличались от обычных городских соборов романской эпохи. Они имели широкие боковые нефы, столь же широкий трансепт, амбулаторий с радиальными капеллами вокруг апсиды, дополнительные капеллы по восточной стене трансепта – это позволяло большому потоку паломников легко передвигаться в храме, давало свободный доступ в капеллы трансепта и амбулатория для служения месс и для поклонения святыням. Строить собор стандартного плана в Иерусалиме было нельзя, т.к. он должен был объять многочисленные св. места. Первым был Гроб Господень и его ротонда; от неё до других святынь, помещавшихся к востоку, оставалось мало пространства. В результате архитекторы изменили размер нефов, построив к востоку от ротонды купольный хор. Он имел две травеи с трансептным пересечением на купольной западной травее; восточная травея вмещала главный алтарь (как и на западе); амбулаторий обогнул восточный алтарь и получил три радиальные капеллы (св. Лонгина Сотника, Разделения риз и Тернового венца). Главный вход вёл теперь с южной стороны почти прямо в трансепт. Существенные изменения были внесены при крестоносцах и в оформление главных святынь храма, Кувуклии и скалы Голгофы (значение которой в Средние века возросло в связи с представлением о том, что скала была также местом Жертвоприношения Авраама).

 



 
PR-CY.ru