ГРОБА ГОСПОДНЯ (ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА) ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ - Страница 5

Но эти кладки, обнаруженные при раскопках, относятся к субструкциям, лежавшим ниже пола базилики. Минимально возможная расчётная отметка для полов (около 756 м относительно уровня моря) более чем на 2,5 м выше уровня двора вокруг Гроба Господня и близка к верхней точке скалы Голгофы. Л.Ю. Венсан и Ф.М. Абель утверждали, что подземные храмы (св. Вардана и Обретения Креста) – части крипты древней базилики. Куаснон предположил, что существовал крытый ступенчатый проход вдоль южной стены вниз, в церковь Обретения Креста. По мнению В.К. Корбо, археологически ни одна из гипотез не подтверждена, напротив, пещера церкви Обретения Креста блокировалась с востока продолжением южной стены стилобата, а пространство церкви св. Елены в эпоху императора Константина было засыпано грунтом. Стена VI в. в часовне св. Вардана поставлена для укрепления нависающего скального потолка, а над ней должна была пройти стена, отделявшая внешний атрий от базилики. В 1970 г. Армянский патриархат принял решение исследовать пространство к востоку от апсиды церкви св. Елены (она же армянская церковь св. Григория Просветителя), чтобы установить, есть ли за ней заложенное в прошлом помещение, или там только скала. Церковь расположена ниже уровня пола на восточном краю комплекса, из неё вниз, на восток, ведут ступени к вырубленной в скале пещере, где находится церковь Обретения Креста. Было обнаружено пространство, доступ в которое был закрыт ещё в Античности (эта новая часть церковь Обретения Креста получила название часовни св. Вардана или Армянских мучеников). Здесь фрагменты Мартирия сохранились лучше всего: в кладке использованы, камни зданий эпохи императора Адриана (строители IV в. сооружали стены не на фундаментах эпохи Адриана) и тщательно вытесанные квадры периода Второго храма. На одном из гладких каменных блоков было обнаружено изображение торгового судна римского периода с надписью, прочитанной как «Domine Ivimus». Исследователи предполагают, что она восходит к древнелатинскому тексту псалма (Пс. 121:1) «In domum Domini ivimus» («Пойдём в дом Господень») и сделана паломниками с Запада, посетившими святыню, когда фундаменты базилики только возводились, хотя как прочтение надписи, так и её трактовка оспариваются (Ш. Гибсон, Дж. Тейлор). На комплекс базилики переносились иногда атрибуты ветхозаветного храма: по свидетельству западной паломницы Эгерии (конец IV в.), здесь уже в IV в. хранили «кольцо Соломона», помогавшее ему при строительстве Первого храма; двор Мартирия иногда называли местом «изгнания торгующих из храма». II. Ротонда Воскресения Христова (Анастасис). О ротонде не упоминают ни Кирилл Иерусалимский, ни Евсевий, ни Бурдигальский итинерарий; исследователи полагают, что к моменту освящения Мартирия она не существовала и появилась только на втором этапе работ (337–361 гг., император Констанций II). Н.П. Кондаков относил время строительства к первым 50 годам осуществления программы императора Константина. Куаснон выделял два строительных этапа: на первой стадии гробница была мавзолеем посреди открытого двора, окружённого колоннами, работы по сооружению ротонды были завершены только к середине IV в. С этим не согласился В.К. Корбо, полагавший, что Анастасис сразу был задуман как крытая постройка и завершён в эпоху императора Константина.

 



 
PR-CY.ru