ГРОБА ГОСПОДНЯ (ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА) ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ - Страница 8

Голгофа помещалась в его юго-восточном углу, а эдикула – в западной части. Двор разгораживала стена, имевшая восемь дверных проёмов (возникла до 381 г.) – по мнению исследователей, это так называемые двери Анастасиса, открывавшиеся ежедневно с криком петуха. Пол ротонды был немного выше мощения двора эпохи императора Константина, в ротонду из трипортика вели три ступени. VII. Внешний атриум. Евсевий Кесарийский описал колоннаду во внешнем атриуме, но её следов исследователи пока не обнаружили. В комплекс храма входили и другие сооружения. Двухэтажные здания к северу от Анастасиса и внутреннего двора Куаснон определил как монастырские кельи, а В.К. Корбо – как резиденцию патриарха. В 614 г. первый храм был разрушен при нашествии на Палестину войск персидского шаха Хосрова; дальнейшая судьба комплекса прослеживается, скорее, по письменным, нежели по натурным, материалам. Уже в 615 г. Иерусалимский патриарх Модест при помощи Александрийского патриарха Иоанна Милостивого восстановил части здания над пещерой Гроба Господня и на Голгофе. Были усилены опоры кровли, и сгоревшие деревянные перекрытия были заменены сводчатыми. При захвате Иерусалима мусульманами (638 г.) кровля, по мнению исследователей, не пострадала. Около 670 г. паломник епископ из Галлии Аркульф описал Анастасис как круглую церковь с тремя стенами; на средневековых картах их изображают именно как три концентрические окружности, но их следы археологически не выявлены. Вместо одного большого храма было сооружено четыре маленьких, которые существовали почти 400 лет, но материалы этого периода археологии известны плохо. Мартирий простоял до 1009 г., когда халиф аль-Хаким, конфисковав литургические сосуды, светильники и другие ценности, приказал разрушить базилику, скалу Голгофы и гробницу. Древняя базилика в отличие от Голгофы и ротонды больше не восстанавливалась. Гробница с этого момента уже не была монолитной скалой с высеченной в ней пещерой, а превратилась в архитектурную конструкцию (подробно см. в ст. Гроб Господень). Основной этап реставрации храма связан с византийскими императорами: восстановление храма Гроба Господня оговаривалось в мирном договоре 1035–1038 гг. между Византией и халифатом Фатимидов. Согласно хронисту архиепископу Вильгельму Тирскому (1130 гг. – около 1186 г.), главные средства поступили от Константина IX Мономаха (1042–1055 гг.). Работы завершились к 1048 г. Византийские источники (Иоанн Скилица) отмечают, что уже император Роман III Аргир (1028–1034 гг.) стремился взять восстановление храма под свой контроль. Писатель-мелькит Яхья ибн Саид из Антиохии (ум. около 1066 г.), описывая переговоры Романа III с аз-Захиром о заключении мира, также указывал, что первым условием было восстановление императором храма. Отложенный со смертью Романа (1034 г.) и аз-Захира (1036 г.) договор вступил в силу в 1037 г., при Михаиле IV Пафлагонце (1034–1041 гг.). Сирийские и арабские источники сообщают о посылке из Византии рабочих и огромных количеств серебра и золота для реставрации. Завершение реконструкции к 1047 г. подтверждается Насиром Хосровом, который видел храм весной 1047 г. во всей красе: «Огромное здание..., способное вместить до 8 тысяч человек..., построенное искусно и украшенное разноцветным мрамором, орнаментами и скульптурой, внутри... везде украшенное византийскими тканями, шитыми золотом с картинами... Там есть также картины, изображающие Пророков».

 



 
PR-CY.ru