ГРОБА ГОСПОДНЯ (ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА) ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ - Страница 7

Исследователи полагают, что обустройство «пещеры Адама» принадлежит Иерусалимскому патриарху Модесту (местоблюститель в 614–628 гг., патриарх в 630–634 гг.), архитектурно оформившему скалу Голгофы (после 614 г.). При крестоносцах церковь расширили с востока, использовав как усыпальницу лат. королей (подробнее см. в ст. Голгофа). IV. Баптистерий упоминают Бурдигальский итинерарий, Кирилл Иерусалимский, Эгерия и др. Бурдигальский итинерарий отметил «цистерну замечательной красоты и величины и, кроме того, ванну, где крестят детей». Кирилл Иерусалимский пишет, что баптистерий имел внешний зал для катихуменов, которые шли оттуда в бассейн, а Эгерия – что детей после крещения вели прямо в ротонду (следовательно, они были связаны напрямую). Куаснон также помещает крещальню юго-западнее ротонды, на месте трёх греческих часовен XI в., которые мало исследованы (исследователи считают, что их фундаменты сохранили фрагменты прежде находившихся здесь римских терм с характерным трёхчастным делением). Корбо, указывая на ряд находок (среди них – купель), предложил искать баптистерий к северу от ротонды, перед патриархатом. Л.Ю. Венсан и Ф.М. Абель считали, что баптистерий находился под тремя средневековыми капеллами на западной стороне храма. А. Боас полагал более вероятным, что он находился с южной стороны комплекса (карта из Мадабы показывает здесь квадратное здание с щипцовой кровлей и двумя дверями, ведущими на открытую площадку с востока – исследователи полагают, что это – баптистерий) или дальше к западу, там, где под южным атриумом храма открыты остатки стен и мощения эпохи императора Константина или большая цистерна под монастырём св. Авраама (Куаснон позже допускал, что это могут быть остатки бани императора Адриана, обращённые в баптистерий). V. Ризница храма, где хранились реликвии (Животворящий Крест, «титул», т.е. надкрестная дощечка с надписью: «Царь Иудейский» на трёх языках, копьё и губа, чаша Тайной вечери, святыни, связанные с Богородицей), помещалась сначала в атриуме базилики, слева от входа («Паломник Пьяченцы в Святую землю» (570 г.) и Иерусалимский бревиарий (530 г.) описывают её местонахождение слева от входящего в базилику с востока). Пройдя портал, паломники видели перед собой хранилище Креста и лишь затем входили в базилику. К концу VII в. реликвии хранили между ротондой и Мартирием (в него, по мнению исследователей, были перенесены службы, ранее совершавшиеся во внешнем атриуме). Около 614 г. Софроний Иерусалимский упоминает хранилище с многими святынями (губа, трость, копьё) в верхнем ярусе, из которого можно было видеть поющий хор в нижней части базилики. Монах Епифаний описал это же хранилище над дверями, ведущими в базилику с запада, т.е. в её апсидной части. По мнению исследователей, именно её Адамнан в конце VII в. поместил между церковью Голгофы и Мартирием. Храм вокруг Голгофы построен около 614 г., таким образом, верхняя комната, пристроенная к базилике, воспринималась как лежащая между базиликой и церковью Голгофы. VI. Трипортик (название В.К. Корбо) – большой открытый внутренний двор западнее Мартирия, согласно Евсевию, был окружён с трёх сторон колоннадой.

 



 
PR-CY.ru