Словарь по христианству Е ЕВТИХИАНСТВО

ЕВТИХИАНСТВО

ЕВТИХИАНСТВО –  христологическая доктрина в христианстве, постулирующая наличие только одной, Божественной природы (естества) в Иисусе Христе и отвергающая Его подлинное человечество. Приписывается авторству константинопольского архимандрита Евтихия (около 378 – 454 гг.). Ему, как создателю монофизитства, приписывается мысль, что человеческая природа Христа, воспринятая Им от Матери, растворилась в божественной природе как капля мёда в океане и потеряла своё бытие. Таким образом, признание Иисуса Христа только Богом и не признание в нём человечества представляет монофизитство как одну из форм докетизма. Именно поэтому в течение нескольких веков Евтихий анафематствовался в ряду других известных ересиархов-докетов. Такой анафематизм сохранился, в частности, в «Исповедании веры» католикоса Армянской апостольской церкви Авраама I Ахбатанеци (607–615 гг.): «Анафематствуем Манеса и Маркиона, Бардесана и Евтихия, которые говорили, что Сын Божий явился в мире призрачно, по подобию и мнимо, и не истинно воспринял тело и душу от Святой Девы и Богородицы». При том что Евтихий был осуждён за ересь Константинопольским собором в 448 г., именование приписываемой ему докетической ереси монофизитством впервые появляется лишь в конце VII в., в полемических трудах Анастасия Синаита и популяризируется Иоанном Дамаскином. Монофизитство, как учение, отрицающее подлинное человечество Иисуса Христа и почитающее его только Богом, не исповедуется ни одной исторической церковью. Иначе говоря, это учение признаётся ересью и отвергается всеми без исключения традиционными христианскими конфессиями, как халкидонской богословской традиции (католической, православной, подавляющим большинством протестантских церквей), так и традиций нехалкидонских (древневосточных церквей). Согласно широко распространённым представлениям в Римской католической церкви и в церквах греко-византийской православной традиции, против монофизитства Евтихия и его сторонников был созван Халкидонский собор, где эта ересь была осуждена. Считается также, что вероучение монофизитов после Халкидонского собора распространилось в восточных провинциях Византии, т.е. в Малой Азии, Сирии и Египте, а также в Армении. По мнению историка Антона Владимировича Карташёва, влияние монофизитов в VI в. усилилось, а при содействии императрицы Феодоры, которая «искусственно размножила монофизитские хиротонии и прямо создала и укрепила историческое существование монофизитских церквей вплоть до наших дней». В полном согласии с такими представлениями, все церкви, что отвергают Халкидонский собор и его диофизитское учение, сторонниками этого Собора почитаются «монофизитскими» или «евтихианскими» церквами. Невзирая на некоторое, связанное с межцерковным общением последнего времени, смягчение риторики конфессиональных апологетов, для римо-католиков и греко-православных «монофизитскими церквами» являются все древневосточные православные церкви, в частности, Армянская апостольская церковь. Однако такие представления о древневосточных церквах вступают в конфликт с тем, что все эти церкви официально отвергают монофизитство и анафематствуют его, как считается, основателя Евтихия.

 



 
PR-CY.ru