ЕВТИХИАНСТВО - Страница 3

На последнем заседании Евтихий не защищался, он лишь выслушал вынесенный приговор. Исследователям довольно трудно установить, в чём именно заключалось учение Евтихия. В своих предварительных объяснениях перед синодом он заявил, что Господь Иисус Христос после Своего рождения обладал лишь одной природой Бога, ставшего плотью и сделавшегося человеком. Евтихий отверг идею двух природ как противоречащую Писанию и мнению отцов церкви, однако признал непорочное зачатие и подтвердил, что, по его мнению, Христос был одновременно совершенным Богом и совершенным человеком. По мнению исследователей, основное положение его учения состояло в том, что до воплощения было две природы, а после – одна. Как мыслитель Евтихий, очевидно, не отличался особой концептуальной точностью и ясностью, однако исторически его взгляды легли в основу движения, учившего, что человеческая природа Иисуса была настолько поглощена божественной, что фактически исчезла. По существу, евтихианство было разновидностью докетизма. Один из вариантов истолкования природы Иисуса рассматривал её как результат слияния Его божественной и человеческой природ, что привело к образованию чего-то совершенно отличного от них обеих, некой третьей сущности. По мнению исследователей, именно этой точки зрения придерживался сам Евтихий, хотя его мысль была неясной и путаной (по крайней мере, в той форме, в какой он её выражал). Эфесский собор 449 г. восстановил Евтихия в сане и объявил его взгляды ортодоксальными. В то же время идея о существовании у Христа после воплощения двух природ была предана анафеме. Этот синод впоследствии был назван «разбойничьим». Однако решения «разбойничьего собора» недолго пользовались покровительством императора. Приход к власти нового императора, сочувствовавшего той точке зрения, что у Христа было две природы, привёл к созыву ещё одного Вселенского собора, который состоялся в Халкидоне в 451 г. Этот Вселенский собор подтвердил Никейский символ веры и принял документ, которому суждено было стать определяющим для всего христианского мира. Рассматривая вопрос об отношениях двух природ, это вероопределение учит исповедовать Одного и Того же Христа, Сына, Господа Единородного, познаваемого в двух природах неслитно, непревращённо, неразделимо, неразлучимо. (При этом) разница природ не исчезает через соединение, а ещё больше сохраняется особенность каждой природы, сходящейся в одно Лицо и в одну Ипостась. (Учим исповедовать) не рассекаемым или различаемым на два лица, но Одним и Тем же Сыном и Единородным, Богом – Словом, Господом Иисусом Христом. Как изначала о Нём (изрекли) пророки и наставил нас Сам Господь Иисус Христос и как предал нам символ отцов наших (см. Символ веры). Это вероопределение избегает как ереси несторианства, так и ереси евтихианства. Им утверждается как единство Личности, так и полнота и особенность двух природ. Но это лишь обостряет проблему, поскольку неясно, каково именно отношение между двумя природами, и как можно утверждать наличие у Иисуса их обеих, не рассекая Его на две личности, каждую со своим особым и неповторимым набором свойств, и как мы можем утверждать, что Иисус есть одно Лицо, одна Личность, с одним центром сознания.

 



 
PR-CY.ru