ЕВТИХИАНСТВО - Страница 7

Если не считать абстрактных «последователей Евтихия», вплоть до появления в VI в. ереси афтардокетов-юлианистов история церкви не называет ни одного богословского течения, которое проповедовало бы учение, хотя бы близко подпадающее под определение монофизитства. В полемической борьбе с последователями севирианства и в противлении монофелитской унии, из рядов юлианистов выделяются так называемые актиститы – крайнее в своих взглядах, оппозиционное официальному исповеданию нехалкидонских церквей течение, по факту исповедавшее докетическое учение несотворённости Тела Христова. Поскольку церкви Египта и Сирии склонялись к исповеданию северианства (миафизитской доктрины по многим пунктам сближающейся с диофизитством), актиститы не могли существовать иначе, как выделившись в отвергаемую секту. В VII в. докетическое учение радикальных юлианистов проникает в Армению и усваивается некоторой, незначительной частью богословов Армянской апостольской церкви, предводителем которых становится Саргис Майрагомеци. Против этой ереси выступают такие знаменитые отцы Армянской церкви как Теодорос Кртенавор, Хосровик Таргманич и католикос Ованес Одзнеци (717–728 гг.). В результате этой борьбы монофизиты из Армянской церкви извергаются, а сама ересь анафематствуется на Маназкертском соборе. После осуждения монофизитов на Маназкертском соборе, история Армянской апостольской церкви не знает других примеров появления носителей докетических учений в Армении. В 1964 г. в городе Орхус (Дания) начался диалог между богословами православных церквей византийской традиции и древневосточными церквами. Третье заседание Смешанной комиссии по богословскому диалогу между православной церковью и ориентальными православными церквами состоялось в Православной центе Вселенского патриарха в Шамбези (Женева) с 23 по 28 сентября 1990 г. На заседании было составлено согласованное заявление и рекомендации церквам. Последние встречи в рамках богословских диалогов православных церквей с дохалкидонскими церквами состоялись в 1990 (Шамбези) и 1993 гг. Эти встречи и принятые на них документы вызвали целый ряд нареканий (не только в России, но и, например, на Афоне и в Сербии) в адрес священноначалия православных церквей в следовании «экуменической ереси». Эти документы не были утверждены на архиерейском Соборе РПЦ 1997 г. и на Юбилейном архиерейском Соборе РПЦ 2000 г. Диалог продолжается и в настоящее время. В 1999 г. Вадим Миронович Лурье (ныне порвавший с РПЦ клирик Российской православной автономной церкви) в соавторстве с протодиаконом РПЦ Московского патриархата Андреем Вячеславовичем Кураевым  в своём открытом письме председателю Богословской комиссии РПЦ Московского патриархата по поводу возможной унии диофизитских халкидонитских церквей византийской традиции с дохалкидонскими миафизитскими церквами утверждали, что с точки зрения Византийского православия, «монофизитство» терминологически допустимо в православном дискурсе, но «монофизитство» в том виде, как его понимают исторические дохалкидонские церкви, не соответствует православному вероучению и является, по сути, формой монофизитской ереси. См. также Монофизитство



 
PR-CY.ru