ЕВТИХИАНСТВО - Страница 5

После смерти императора Феодосия Собор Диоскора в Эфесе был назван папой «разбойничьим» по причине совершённых на нём «насилий». Вопреки распространённому мнению, что Халкидонский собор (451 г.) был созван против монофизитства, такой факт не подтверждается документами самого Собора. В соборных определениях отсутствуют слова «монофизитство», а также нет никаких анафематизмов, что было бы естественно для Собора, созванного против ереси. На самом деле, с помощью нового Вселенского собора пришедший к власти император Маркиан желал привести церковь империи к единству веры на основании диофизитского учения папы Льва I Великого. На Соборе Александрийскому патриарху Диоскору было предложено раскаяться за проведение второго Эфесского собора и анафематствовать Евтихия за ересь, от чего тот отказался и был низложен. Естественно, при таких обстоятельствах единства церкви достигнуто не было. Вероопределение Халкидонского собора как диофизитское встретило ожесточённое неприятие на всём Востоке, где традиционно преобладали сторонники миафизитского богословия. Чтобы успокоить империю несколько императоров издавали противоречащие друг другу документы, то отменяющие результаты Халкидонского собора, то их восстанавливающие. Наиболее значимым среди этих документов стал «Энотикон» Зенона (482 г.) – вероисповедальное послание императора, призванное примирить враждующие партии через возврат веры церкви к временам трёх Вселенских соборов. Иначе говоря, предлагался отказ как от второго Эфесского, так и Халкидонского соборов, одинаково претендующих на статус четвёртого Вселенского. Соответственно, главными еретиками объявлялись, с одной стороны, Несторий, с другой стороны – Евтихий. Это был компромисс, и миафизиты ради общецерковного отвержения Халкидонского собора подписывались под «Энотиконом», чем приносили Евтихия в жертву, признавая его еретиком-докетом, в чём он и обвинялся диофизитами. Невзирая на демарш Римской церкви, который привёл к так называемой «Акакианской схизме», в на основе «Энотикона» было достигнуто единство восточных патриархатов. В самом конце V в. ради единства с церковью Византии к «Энотикону» присоединились и находящиеся вне империи церкви Армении, Грузии и Кавказской Албании. Так имя константинопольского игумена Евтихия попало в списки анафематствованных ересиархов и в этих церквах. В 519 г. ради устранения раскола между Константинополем и Римом новый император Юстин I отверг «Энотикон» Зенона и провозгласил Халкидонский собор святым и Вселенским. Соответственно, раскол вернулся на Восток. Однако партия диофизитов вернулась к Халкидону, миафизиты не стали симметрично в ответ объявлять Вселенским второй Эфесский собор и реабилитировать Евтихия. Поэтому он и поныне считается в древневосточных церквах еретиком, учившим докетизму.

 



 
PR-CY.ru