ЕВТИХИАНСТВО - Страница 4

История церкви увязывает начало борьбы с монофизитством с Константинопольским поместным собором 448 г., на котором Евтихий был осуждён за отказ исповедовать две природы во Христе. При этом сам факт проведения этого Собора является не столько следствием возникновения новой ереси, сколько следствием не прекратившегося после третьего Вселенского собора христологического противостояния представителей Антиохийской и Александрийской богословских школ. Во всём том, в чём обвинялся Евтихий со стороны своих оппонентов (исповедание одной природы при исчезновении человечества Христова в силу его смешения с божеством), обвинялся в своё время и Кирилл Александрийский со стороны несториан. Антиохийцам, после осуждения Нестория и победы Кирилла, был необходим реванш, и в лице константинопольского игумена они нашли объект для контрудара. Осуждённый в своём патриархате, Евтихий не признал за собой ереси, но апеллировал к другим авторитетным кафедрам, в частности, Риму и Александрии. Получив письмо от Евтихия, папа Римский Лев I Великий встал на его сторону, написав послание Константинопольскому патриарху Флавиану, в котором выражал своё недовольство. Естественно, на сторону Евтихия встал и Александрийский патриарх Диоскор, который в осуждении Евтихия видел интриги несторианствующих против христологии Кирилла. И если папа Лев I впоследствии встал на сторону Флавиана и изменил своё мнение по поводу Евтихия, то патриарх Диоскор задался целью оправдать Евтихия и нанести окончательное поражение антиохийцам через созыв нового Вселенского собора. Получив от императора Феодосия разрешение на созыв Собора без благословения папы Льва I, патриарх Диоскор настроил папу против себя. Поэтому папа Лев принял сторону Флавиана и признал решения Константинопольского собора, осудившего Евтихия. Естественно, Диоскор, пытаясь оправдать последнего, вступал в открытую конфронтацию с папой Львом, убеждавшего императора в неактуальности нового Собора, поскольку «ересь Евтихия была очевидной и без этого». В очередном послании к патриарху Флавиану, папа изложил своё видение соединения двух природ во Христе. Этот, однозначно поддерживающий Антиохийскую христологию богословский документ, вошёл в историю как «томос папы Льва», который вызвал неоднозначную реакцию среди восточных богословов, сторонников Эфесского собора. Новый Вселенский собор был открыт 1 августа 449 г. в Эфесе, поэтому в истории он называется вторым Эфесским вселенским собором. На этом Соборе Евтихий изложил своё исповедание, и поскольку в нём не было обнаружено никакой докетической ереси, константинопольский игумен был оправдан. Кроме того, пользуясь поддержкой императора, Диоскор в стремлении защитить учение Кирилла Александрийского проигнорировал диофизитской томос папы Льва, осудил учение о двух природах и низложил всех своих противников во главе с Константинопольским патриархом Флавианом. Впоследствии это дало повод сторонникам папы подвергнуть сомнению православность Собора и отвергнуть его. Кроме того, по этой же причине приписываемая Евтихию докетическая ересь стала приписываться и самому Диоскору. При том что Диоскор был строгим последователем Кирилла Александрийского и никогда даже халкидонитами не осуждался за ересь, тем не менее, впоследствии за ним прочно закрепился сторонниками Халкидонского богословия ярлык «монофизита».

 



 
PR-CY.ru