ЕПИФАНИЙ

ЕПИФАНИЙ (раньше 1624 – 1682 гг.) – Соловецкий, деятель раннего периода старообрядчества, духовный отец протопопа Аввакума, писатель. Источниками основных сведений о Епифании являются его автобиографические «Записка» (составлена в 1665–1666 гг.) и «Житие» (написано между 1667 и 1676 гг.), а также основанные на предании сочинения писателей Выголексинского общежительства, созданные в первой трети XVIII в. Епифаний происходил из крестьянской семьи (писал о себе в «Житии»: «Родился я в деревне»). Его мирское имя, время и место рождения исследователям неизвестны. В 1638 г., после смерти родителей, переселился «во град некий зело велик и многолюден» (по предположению Якова Лазаревича Барскова и Андрея Николаевича Робинсона, в Москву). В 1645 г. пришёл в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь, где семь лет пробыл в трудниках и в 1652 г. принял монашеский постриг от архимандрита Илии. Некоторое время был келейником старца Мартирия, у которого в 1649–1651 гг. находился «под началом» Арсений Грек, впоследствии активный помощник патриарха Никона (Минова) в деле богослужебных реформ. Епифаний был кандидатом на рукоположение во иерея, однако он, видимо, не счёл себя достойным (в «Житии» он воспроизводил слова, обращённые им к себе самому: «На обещании в Соловецком монастыре в попы ставили – и ты не стал»). Учитывая церковные каноны, согласно которым ставленник в священники не должен быть моложе 33 лет, исследователи предполагают, что Епифаний родился до 1624 г., по-видимому, он был сверстником Аввакума. В октябре 1657 г. в Соловецкий монастырь были присланы новопечатные книги (12 экз. Служебника издания 1655, 1656 и 1657 гг. и Скрижали издания 1656 г.), однако по распоряжению архимандрита Илии они не были переданы в храмы для богослужения, но стали предметом рассмотрения монастырских соборных и книжных старцев. Решением монастырского собора 8 июня 1658 г. новопечатные Служебники были отвергнуты. Эти обстоятельства нарушили внутренний мир в обители (как писал Епифаний в «Житии», «святии отцы и братия начаша тужити и плакати горько»), Епифаний разделял эти настроения. Немного времени спустя, как полагают исследователи, в конце 1657 г., «от тоя тоски и печали» он покинул монастырь по благословению своего духовного отца Мартирия, взяв с собой «книги и иная нужная потребная пустынная». Около года Епифаний, как он сообщает в «Житии», прожил в «Андомской пустыне» у Евфросина Куржеского (Курженского; как полагают исследователи, речь идёт о Курженской пустыни – месте подвигов Евфросина, которая находилась на острове Курженского озера в Вытегорском уезде, у истока реки Андомы (ныне Вологодская область), и в 1660 гг. являлась одним из центров старообрядчества). Затем Епифаний отправился «в дальнюю пустыню» на Виданский остров на реке Суне, где около семи лет прожил вместе с иноком Кириллом Сунарецким (Сунским) в Троицком Сунарецком монастыре. В автобиографической «Записке» и в «Житии» Епифаний описывает обстоятельства своего пустынножительства. Неоднократно испытал нападения бесов, в борьбе с вражескими искушениями его укрепляли явления Пресвятой Богородицы, Евфросина Куржеского, Московского митрополита Филиппа, в пустыни инок обрёл умную Исусову молитву.

 



 
PR-CY.ru