ЕПИФАНИЙ - Страница 5

О.Я. Карманова, изучавшая творчество Епифания, поддержала точку зрения С.А. Зеньковского и А.Н. Робинсона и убедительно доказала, что «Записка», созданная как текст исповедального характера, в котором автор описывает этапы нелёгкого пути к созданию «книги», является своего рода предисловием к этой «книге». «Житие» было написано Епифанием и бытовало в рукописной традиции в виде двух самостоятельных частей, представляющих два пространных послания к старообрядцам. Первая часть, над которой автор работал в 1667–1671 гг., сохранилась в двух автографах. Вторая часть, созданная около 1676 г., также представлена двумя автографами. Как автографы, так и списки «Жития» Епифания посылались из Пустозёрска разным лицам: Михаилу и Иеремии, Афанасию Максимовичу, Симеону (Сергию; Крашенинникову). Главной темой «Записки» и «Жития» является описание внутренней жизни Епифания: сначала монаха-пустынника, проходившего трудный путь аскезы, затем узника, претерпевавшего тяжкие страдания и желавшего, несмотря на периоды уныния и сомнения, сохранить верность своим убеждениям. Большое место в сочинениях отведено видениям Пресвятой Богородицы и святых, которые имел Епифаний, и бывшим ему чудесным знамениям. Рассказывая о многообразных бесовских искушениях, случавшихся с ним в Виданской пустыни, и о тяжких страданиях в заключении (после казней Епифаний долго болел из-за «горких и лютых ран», в земляной тюрьме «многажды умирал от дыма», потерял зрение), Епифаний пишет, как он находил силы в молитве, как помощь свыше укрепляла его и давала облегчение в скорбях и болезнях. Исследователям известно небольшое послание Епифания к Антониде Афанасьевне. Старообрядческий писатель Павел Любопытный в «Хронографическом ядре староверческой церкви» указывал на послание Епифания о браке, написанное в ответ на вопрос Ф.П. Морозовой «и с ней вкупе нескольких ревностных христиан» (другими источниками это сообщение не подтверждается). Епифаний почитался в старообрядческой среде как мученик за веру. Его личность привлекала к себе внимание не только современников, но и старообрядческих писателей более позднего времени, в особенности книжников Выголексинского общежительства, насельникам которого Епифаний был близок как инок чтимого ими Соловецкого монастыря и как келейник и соратник имевших прямое отношение к истории Выговской пустыни иноков Корнилия Выговского и Кирилла Сунарецкого. Уже в начале XVIII в. сложилась практика молитвенного обращения к пустозёрским узникам. Первый уставщик общежительства Пётр Прокопьев, явившись после смерти В. Угарковой, поведал ей о том, что «без задержания» прошёл воздушные мытарства благодаря заступничеству «новых страдальцев, и мученик, и исповедник» протопопа Аввакума, священноиерея Лазаря, диакона Фёдора и инока Епифания, которых он «в животе своем в пустыни живучи, по вся дни… поминал панахидами, и канонами, и молением и всегда их призывал в молитвах себе на помощь».

 



 
PR-CY.ru