ЕПИФАНИЙ - Страница 6

В начале XVIII в. на Выге была «малая книжица» – сборник типа Пустозёрского, включавший «Житие» протопопа Аввакума и первую часть «Жития» Епифания, написанную, что особо отмечалось выговскими книжниками, его собственной рукой. Выговские старообрядцы старательно собирали сведения о единомышленниках по всей России, особый интерес у них вызывала жизнь «пустозёрской четверицы», в том числе Епифания. Уже в 1710 гг. на Выге существовали записки, зафиксировавшие устные сведения о Кирилле, Епифании и Виталии, которые в литературно отредактированном виде, как убедительно доказала Наталья Владимировна Понырко, были положены в основу кирилло-епифаниевского житийного цикла, созданного выговскими книжниками в 1731–1740 гг. Эти записки нашли также отражение в двух редакциях «Жития» инока Корнилия (в редакции инока Пахомия, написанной между 1723 и 1727 гг., и в редакции Трифона Петрова, созданной в 1731 г.), в «Истории об отцах и страдальцах соловецких» Семёна Денисова (1710 гг.) и в «Истории Выговской пустыни» Ивана Филиппова. Из слов автора черновых записок явствует, сколь сильно его интересовало всё, что было связано с Епифанием и его сподвижниками, какое большое значение он придавал сбору и письменной фиксации подобных сведений. В выговском «Житии» Епифания написано: «Аще еще ми в мире живущу, слышах от многих достоверных боголюбивых мужей, которыя с ним, отцем Епифанием, часто многажды духовне беседовали и поучалися у оного отца Епифания, как он жил в пустыни на Суне реце, и от его неложных блаженных уст сами слышаху и мне, недостойному, поведаху, и аз, недостойный, на малыя бумашки для памяти писах и держах у себе». Автор записок не только собирал рассказы «многих иных достоверных мужей», но и побывал в Сунарецкой пустыни и «беседовах со оставшими старцы, и совопрошах их о старце Кириле и о житии его. Они же мне со слезами начаша сказати, поминающе онаго старца учение и житие... показующе и келию его и прочих иноков, соловецьких выходцев, Епифания и Варлаама». Наиболее полно жизнь бывшего соловецкого инока была описана в выговском «Житии» Епифания, кульминационным моментом которого является рассказ о пребывании Епифания в Москве. В «Истории об отцах и страдальцах соловецких» Епифанию посвящён фрагмент, рассказывающий преимущественно о его подвиге пустынножительства и даре предвидения. Глава в сочинении «Виноград Российский» Семёна Денисова повествует, в основном, о стоянии за веру. Сравнение текстов всех сочинений, содержащих сведения о Епифании, показывает исследователям, что в интересующей их части все они носят самостоятельный характер, сообщая различные – в зависимости от общего замысла автора – сведения о бывшем соловецком иноке, почерпнутые из черновых записок.

 



 
PR-CY.ru