ЕПИФАНИЙ - Страница 2

После 1659 г. Епифанию было видение умершего к тому времени соловецкого архимандрита Илии, который велел ему «книги писать на обличение царю и на обращение его ко истинней вере Христовой святей, старой». Следуя этому знамению и вдохновившись почерпнутыми из Житий примерами св. отцов, явивших «подвиги о благочестии», Епифаний приступил к этой работе (исследователи предполагают, что какие-то материалы могли быть им принесены с Соловков). Судя по словам автора («начах писати от Божественных словес евангельских, апостольских, по чину поставляя, и во уряд полагая, и из иных книг присоединяя благопотребнейшая... на подкрепление себе же и ближнему, сиречь правоверному», оппонентам же «на обличение»), «книга» (текст её не сохранился) содержала разбор основных пунктов расхождений между старыми и новыми обрядами и осуждение богослужебной реформы (подобно созданным в те же годы Пятой соловецкой челобитной, Челобитной Никиты Добрынина, сочинениям Вятского епископа Александра). Сохранилось свидетельство Епифания о творческой истории «книги»: «С трудом многим и зелным, вчерне первие написуя, и исправя, и набело преписав, устроих книжицу». Черновой вариант «книги» Епифаний показывал Кириллу Сунарецкому и поселившемуся неподалёку также выходцу из Соловецкого монастыря иноку Варлааму, по благословению которых бывший соловецкий инок отправился в Москву для «обличения новолюбителей». По мнению исследователей, Епифанием владели эсхатологические настроения: он не одобрил желание инока Кирилла основать монастырь, сказав (согласно выговскому Житию Кирилла Сунарецкого), что «церкви строити и монастыри возграждати не нынешняго времене есть дело, понеже настоит мира сего князь». По дороге в столицу Епифаний остановился у инока Корнилия Выговского и прожил с ним два года, сначала на реке Водле в каменной пещере, а затем в келье на Кяткозере. О.Я. Карманова полагает, что Епифаний обратился к этому авторитетному старцу за советом и здесь, у Корнилия, доработал свою «книжицу», переписал её набело и составил как предисловие к ней автобиографическую «Записку» – обоснование своего права на создание обличительного труда (изложенный в «Записке» опыт подвижничества Епифания должен был свидетельствовать об истинности его позиции). Здесь же Епифаний решил оформить свою «книжицу» как челобитную царю: «Умыслив же и царю иную, с тое списав, подати. Аще вразумится, то благо; аще ли же ни – то аз без вины о сем». Епифаний призывал Корнилия пойти вместе в Москву, т.к. «приспе время благочестия ради страдати», но выговский старец, получив другое знамение, отказался. Перед поездкой Епифаний шесть недель постился, «прося от Бога извещения, еже и получи. И благословися и, радуяся, пойде, имеяше и челобитную с собою». Епифаний появился в Москве осенью-зимой 1666/1667 гг., по мнению Сергея Александровича Зеньковского, остановился в доме Феодосии Прокофьевны Морозовой, где познакомился с иноком Авраамием (автором «Христианоопасного щита веры против еретического ополчения», в составе которого дошла «Записка» Епифания).

 



 
PR-CY.ru