ЕФРЕМ СИРИН - Страница 6

Другие источники. 1. Бар-Хадбшабба Арбайя (около 600 г.) в своей «Церковной истории» среди участников Никейского собора называет «Абшламу, епископа Эдесского», «сына сестры Ефрема». Это имя не упоминается ни в более надёжных источниках, ни в каких-либо официальных списках Эдесских епископов. 2. Бар-Хадбшабба Халванский (рубеж VI и VII вв.) в своём произведении «Причина основания школ», цель которого – изображение педагогической роли божественного Промысла от Адама до его собственного времени, сообщает, что Ефрем Сирин стоял у истоков некой «школы» в Эдессе. Исследователи предполагают, что речь идёт о знаменитой эдесской «персидской школе». У учёных нет единого мнения относительно того, существовали ли два Бар-Хадбшаббы, или это одно лицо. 3. Сирийские хроники. Дата смерти Ефрема Сирина – 9 хзирана (июня) – приводится в эдесской хронике VI в., хронике «ad annum 813» и в хронографии Илии Нисибинского (основывающейся в этом пункте на сообщении Иакова Эдесского). По мнению исследователей, весьма вероятно, что Ефрем Сирин скончался в этот день, а не 15 июня, как сообщается в ватиканской редакции его Жития. В других хрониках приводятся иные даты: 18 июня – в хронике «ad annum 724», 19 июня – в хронике Псевдо-Дионисия. 4. Хроника Зеерта, разделы 26 и 54 (X в.). Эта хроника была написана по-арабски, однако в большой степени базируется на сирийских источниках, многие из которых не сохранились. Раздел 26 содержит материал, соответствующий нескольким разделам парижской редакции Жития Ефрема Сирина. Среди его работ упоминается анафора, про которую говорится, что она использовалась мелькитами и однажды – нисибинскими несторианами, вплоть до времени Ишоява III, который запретил все анафоры, кроме третьей. Раздел 54 называет источником сведений Шемуна Самосатского, следуя лондонской редакции Жития. Составитель хроники упоминает энкомий Хнанишо бар Шрошоя и приводит легендарный эпизод, в котором рассказывается о Ефреме Сирине и сестре Бардесана (умер в 222 г.). Этот же эпизод есть и в анонимном греческом Житии Ефрема Сирина, а аллюзии на него содержатся в «Воспоминании св. Ефрема» в западносирийской «Фенкито» (эпизод восходит к греческим алфавитным апофтегмам). 5. Маронитское упоминание. В маронитском синаксаре, написанном на арабском языке, приводятся сведения о жизни Ефрема Сирина. В противоположность сирийскому Житию здесь сообщается, что оба родителя Ефрема Сирина были христианами; в остальном синаксарь следует различным поздним источникам (включая и сирийское Житие), добавляя при этом эпизоды легендарного характера. 6. Сирийская литургическая традиция. Богослужебные тексты Церкви Востока, которая празднует память Ефрема Сирина в пятницу пятой недели после Богоявления, содержат мало сведений о Ефреме Сирине: сообщается лишь, что он «толковал и разъяснял Писания» и как «умелый врач» исцелял недуги больного мира, «сдерживая секты лживых еретиков». Напротив, в западносирийской литургической традиции многие сведения о Ефреме Сирине включены в богослужебные последования трёх дней его памяти – 28 января, 19 февраля (вместе с Исааком Учителем) и в особенности суббота первой седмицы Великого поста, когда его память по непонятной для исследователей причине празднуется вместе с великомучеником Феодором Тироном.

 



 
PR-CY.ru