ЕФРЕМ СИРИН - Страница 8

Связь с иудейской экзегетической традицией наиболее заметна в комментариях на книги Бытие и Исход. В других сочинениях, в первую очередь, в поэзии, они также обнаруживают многочисленные параллели с постбиблейской иудейской литературой. Ко времени рождения Ефрема Сирина греческая культура в Месопотамии существовала больше пяти веков, поэтому неудивительно, что в его произведениях есть большое количество слов, заимствованных из греческого. Влияние греческой культуры проявилось больше всего в прозаических «Опровержениях», которые были написаны в период пребывания Ефрема Сирина в Эдессе. Как было показано в одном из недавних исследований, он был знатоком современной ему греческой мысли; в нескольких случаях использует фигуры из греческой мифологии. Исследователи считают маловероятным, что Ефрем Сирин обладал хорошим знанием греческого языка (хотя в одном случае ссылается на оригинальное греческое произведение, написанное философом Альбином). Он использует материал из различных культурных традиций и соединяет его в тщательно продуманные рассуждения о смысле жизни и об отношении человека с Богом. Ефрем Сирин писал как поэтические произведения, так и прозу, причём каждую из этих частей его наследия исследователи делят на два жанра: собственно проза и художественная проза; строфическая поэзия (мадраши, гимны, которые пелись) и нестрофическая (мемры, поучения, которые декламировались). К прозаическим работам Ефрема Сирина принадлежат комментарии и «прозаические опровержения»; комментарии представляют собой важнейшие памятники ранней сирийской экзегезы, в то время как «опровержения» содержат ценные сведения о системах Маркиона, Бардесана и Мани. Комментарии на книги Бытие и Исход, а также «прозаические опровержения» исследователи считают безусловно подлинными произведениями Ефрема Сирина, в то время как комментарий на «Диатессарон» в дошедшем до настоящего времени виде, по их мнению, включает в себя какую-то часть более позднего материала. Небольшое количество работ написано в виде ритмической художественной прозы; из них наиболее важными являются «Слово о Господе нашем» («Sermo de Domino nostro») и «Послание к Публию». Ефрем Сирин известен, в первую очередь, поэтическими сочинениями, в особенности мадрашами. Уже к концу V в. из его мадрашей сформировались отдельные собрания с тематическими заглавиями; как полагают исследователи, эта организация поэтических текстов восходит к самому Ефрему Сирину. Самые ранние из дошедших рукописей датируются концом V – началом VI вв. Скорее всего, большинство мадрашей, опубликованных Э. Беком в серии CSCO, являются подлинными, хотя, по мнению исследователей, есть и интерполяции. В собраниях мадрашей о Богоявлении, об аскетах Аврааме и Юлиане Сабе и об исповедниках подлинные тексты Ефрема Сирина чередуются с более поздними сочинениями. Из каталога в одной рукописи известно, что многие мадраши, в том числе целые собрания, были утеряны; исследователи предполагают, что фрагменты из них сохранились в средневековых рукописях, где, впрочем, вообще все мадраши обычно приписываются Ефрему Сирину.

 



 
PR-CY.ru