ЕФРЕМ СИРИН - Страница 9

Уже в самых ранних манускриптах есть указания на рефрен для каждого мадраша и название мелодии, на которую он должен был петься (в некоторых случаях это совпадало с начальными словами одного из сохранившихся мадрашей Ефрема Сирина, например, представляет собой первые слова мадраша на Рождество). Ефрем Сирин использует в мадрашах около 50 различных силлабических размеров, причём названий мелодий дошло почти вдвое больше (для одного и того же мадраша в различных рукописях приводятся различные мелодии). Из числа мемр только малая часть того, что приписывается Ефрему Сирину, действительно принадлежит ему. К подлинным относят мемры о вере, о Никомидии, об Ионе и покаянии Ниневии, а также, как полагают исследователи, основную часть мемр о грешнице из Евангелия от Луки (7). Поскольку используемый Ефремом Сирином стихотворный размер, состоящий из рифмованных двустиший по семь слогов, стал называться «размером Ефрема», огромное количество более поздних мемр, написанных этим размером, было приписано ему. Нередко различение подлинных и неподлинных произведений Ефрема Сирина для исследователей оказывается проблематичным. Рукописи, в которых дошли до настоящего времени его сочинения, исследователи делят на две основные группы: ранние рукописи VI–VII вв., состоящие полностью из произведений Ефрема Сирина, и более поздние литургические рукописи, цитирующие его мадраши. Что касается обоих жанров (мадраш и мемра), в более поздних рукописях наблюдается стойкий обычай переписчиков давать анонимным текстам имена знаменитых авторов. Таким образом, при любом обсуждении вопросов подлинности исследователи обращаются, в первую очередь, к наиболее ранним рукописям, особенно V–VI вв. Помимо древних рукописей важными являются цитаты у ранних авторов. Имеются два наиболее значимых свидетельства. 1. Цитаты у Маббугского епископа Филоксена. Эти цитаты находятся во «Флорилегии», который он поместил в конце своей «Речи против Хабиба» (482–484 гг.). Во «Флорилегий» Филоксен включил 105 цитат из работ Ефрема Сирина. В некоторых случаях он приводит названия собраний, которым эти цитаты принадлежат. «Из тома против иудеев и их учеников» – цитата остаётся неопознанной. «Из мадрашей о Церкви» – это место исследователи отождествляют с произведением «О Церкви». «Из мадрашей о Рождестве» – соответствует сочинению «О Рождестве». «Из мадрашей о Церкви» – цитата из сочинения «О девстве»; по свидетельству одной рукописи два собрания из 52 мадрашей, одно из которых в настоящее время известно как «О девстве», некогда существовали под одним заглавием «О Церкви». «Из тома о мучениках нисибинских» – цитата не опознана. «Из мадрашей о Юлиане Сабе» – цитата из сочинения «О Юлиане Сабе». 2. Одна рукопись содержит список различных мелодий, на которые следовало петь мадраши. Список, восходящий, как полагают исследователи, ещё к VI в., был открыт и опубликован Андре де Аллё. Он же посвятил ему отдельное исследование.

 



 
PR-CY.ru