«ЕФЕСЯНАМ ПОСЛАНИЕ» - Страница 10

В этой брани они должны устоять, ибо борются, укреплённые «Господом и могуществом силы Его» (Еф. 6:10–17). VII. Тело Христово. Отношение ефесян к превознесённому Христу описано посредством ярких сравнений. Самый известный образ церкви – Тело Христово. Он встречается в Послании девять раз (Еф. 1:23; 2:16; 3, 6; 4:4, 12, 16 (дважды); 5:23, 29) и описывает тесное единение верующих со Христом. Этот образ используется для того, чтобы помочь верующим осознать себя как некое целое в тесном единении с восшедшим на небеса Христом как их главой. В конце молитвы благодарения говорится, что Бог «как главу над всем дал Его (Христа) церкви, которая есть Тело Его...» (Еф. 1:22–23, перевод епископа Кассиана (Безобразова) более точен, ср. синодальный: «...И поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его...»). Здесь обращает на себя внимание исследоватеелй то, что главенство Христа – над миром, не над церковью, но при этом Тело Христа не весь мир, а церковь как особая сфера Его присутствия. Таким образом подчёркивается значение церкви; в данном случае цель автора – показать, что господство Христа над миром служит благу церкви. Далее в Послании образы Христа как главы и образ церкви как Его Тела объединяются. Церковь как Тело Христово и подчиняется Христу, и обретает в Нём свою жизнь. А Христос понимается и как Господь, и как источник, из которого церковь получает своё существование. «...Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. …Церковь повинуется Христу...» (Еф. 5:23–24). Глава – Христос, «из Которого всё тело… получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф. 4:16). В других местах образ тела используется для того, чтобы подчеркнуть единство и неделимость церкви (см., например: Еф. 2:16; 3:6; 4:4). Вместе с тем Тело Христово – это единство, в которое отдельные члены вносят собственный вклад: «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова» (Еф. 4:7; ср.: 4:16). Особо отмечаются при этом служители слова (Еф. 4:11, 12, 16). VIII. Невеста. Образ церкви как Тела Христова тесно связан с другим образом церкви – как Невесты. Эта метафора использована в обширном увещевании о браке (Еф. 5:21–33). Связь небесного Жениха, Христа, с Его Невестой, церковью, представлена как прототип брачных отношений (см. ст. Брак). Этот образ заимствован из ветхозаветного описания Иерусалима как Невесты Господа в Иез. 16. Во Втором Послании к Коринфянам (2 Кор. 11:2) этот же образ применён апостолом Павлом к Коринфской церкви. Но в «Послании к Ефесянам» речь идёт о полноте церкви. Этим сравнением автор стремится ещё раз напомнить читателям, что они, как церковь, святы и соединены с восшедшим на небеса Христом. Любовь Христа к Своей Невесте имеет целью её освящение через Крещение, чтобы она предстала перед Ним в славе и нравственном совершенстве (Еф. 5:25–27). В Еф. 5:31–32 высказывание Быт. 2:24 («и будут два одна плоть») толкуется применительно к великой тайне, которая ныне открыта во Христе, – тайне единения Христа и церкви. Как «и жёны своим мужьям», церковь не только «повинуется Христу» (Еф. 5:24), но уже в настоящее время соединена с Ним в «одну плоть» (ср.: Еф. 5:31). IX. Полнота. В конце молитвы благодарения о церкви сказано, что она не только «есть Тело Его (Христа), полнота Наполняющего всё во всём» (Еф. 1:23).

 



 
PR-CY.ru