«ЕФЕСЯНАМ ПОСЛАНИЕ» - Страница 9

Тварный небесный мир духов населён как добрыми, так и злыми существами. Если фраза «всякое отечество на небесах» (Еф. 3:15) означает вообще всех ангелов, то упоминаемые в Послании мироправители тьмы – это «духи злобы» (Еф. 6:12). За всеми этими духами в космологической картине Послания стоит личная сила предельного зла, обозначаемая как «диавол» (Еф. 4:27; 6:11), «лукавый» (Еф. 6:16), «князь, господствующий в воздухе» (Еф. 2:2). В последнем случае «воздух» означает низшую область небес, чем подчёркивается близость этой злой силы к земле и её влияние на жизнь людей. В таком мире, полном злых духов, люди чувствовали зависимость от них. В этом мире мистериальные религии и магические обряды служили защите от их злого влияния. В «Послании к Ефесянам» христианам как членам церкви внушается, что они не должны бояться, чувствовать себя беззащитными. Напротив, христиане – участники великой космической драмы, и им даны сила и власть победы над духами зла. VI. Господство Христа над миром. Своё истинное место христиане сознают, когда задумываются о деянии Божьем во Христе. В Послании особое внимание уделяется теме вознесения Иисуса Христа и Его космического господства. Во Христе предвосхищается завершение замысла Божия о творении, в Нём гармоничное единение тварного мира понимается как уже достигнутое (Еф. 1:10). Соединение земного и небесного во Христе стало возможным после восхождения Христа на небеса как Господа, царствующего над миром. И в 1 Кор. 15, и здесь для изображения Христа как Последнего Адама, имеющего господство над миром и стоящего над всеми враждебными силами, используются слова из Псалтири (Пс. 109:1 и 8:6–7). Бог посадил Иисуса Христа «одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сём веке, но и в будущем, и всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего...» (Еф. 1:20–22). В начале увещательной части Послания (Еф. 4:7–16), в мидраше на Пс. 68:19, напоминается о соединении неба и земли Иисусом Христом, Который наполнил мир Своим господством как в «восхождении», так и в «нисхождении» (т.е. воплощении или нисхождении в Святом Духе). «Посему и сказано: «Восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам». А «восшёл» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить всё» (Еф. 4:8–10). Первые слова молитвы благословения говорят о том, что христиане благодаря их причастности ко Христу уже ныне, живя на земле, причастны и к Царству Небесному, они уже ныне вкушают благословения этого Царства: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах» (Еф. 1:3). О новом месте христиан говорится в анамнесисе Еф. 2:1–10. Прежней жизни «по воле князя, господствующего в воздухе...» (Еф. 2:2) противопоставляется современное положение верующих, которых Бог «воскресил… и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2:6). Это – параллель тому, что было прежде сказано о Христе, Которого Бог воскресил из мёртвых и посадил «одесную Себя на небесах» (Еф. 1:20). Таким образом, христиане принимают участие в господстве Христа и в восстановлении Им гармонии и единства всего мира. Они не удалены от жизни на земле и, как подчёркнуто в увещеваниях, ведут постоянную брань «против духов злобы».

 



 
PR-CY.ru