«ЕФЕСЯНАМ ПОСЛАНИЕ» - Страница 5

Большинство западных экзегетов относят «Послание к Ефесянам» к группе так называемых второпаулинистических Посланий, т.е. написанных не самим апостолом, а кем-то из его ближайших последователей (Мартин Дибелиус, И. Гнилка, Шнаккенбург и др.; А. ван Роон поддерживает гипотезу «секретаря»). В пользу авторства апостола Павла в качестве основных аргументов приводятся свидетельства ранней церковной традиции и самого текста Послания. Автор не раз утверждает, что он – апостол Павел (Еф. 3:1; ср.: 2 Кор. 10:1; Гал. 5:2; Кол. 1:23; 1 Фес. 2:18; и др.), что пишет Послание в заточении (ср.: Еф. 3:1, 13), что свой апостольский авторитет он получил от Самого Бога. Характерным для апостола Павла является приветствие: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (Еф. 1:2). Начиная с Еф. 3:1 изложение идёт от первого лица и может быть согласовано с событиями жизни апостола, известными по другим источникам. Автор называет себя «узником Иисуса Христа» (Еф. 3:1; 4:1); подчёркивает, что пишет о тайне, лично ему открытой (Еф. 3:3–7); указывает на своё Божественное призвание к апостольскому служению (Еф. 3:7); просит читателей не унывать из-за его страданий (Еф. 3:13), молиться за него, чтобы, исполняя «посольство в узах», он мог проповедовать Христа (Еф. 6:19–20). Заканчивается Послание личным приветствием апостола Павла (Еф. 6:21–22). О том, что авторство апостола Павла в послеапостольский период не ставилось под сомнение, говорит включение Послания в ранние канонические списки: в канон Маркиона (около 140 г.) под названием «к Лаодикийцам» (как Павлово), в канон Муратори (возможные датировки: конец II в. или начало IV в.), в собрание Посланий апостола Павла в латинском и сирийском переводах. Им пользовались гностики офиты, валентиниане и василидиане. Аллюзии на «Послание к Ефесянам» и цитаты из этого текста встречаются в посланиях Климента Римского, Игнатия Богоносца, Поликарпа Смирнского, в «Пастыре» Ермы и, как полагают исследователи, в «Дидахе». По мнению исследователей, «Послание к Ефесянам» обнаруживает общую для эпистолярной традиции рубежа эр, но характерную для других Посланий апостола Павла структуру, отличающую тексты апостола Павла от других новозаветных Посланий и состоящую из обращения, благодарения, вероучения, нравственного наставления, приветствия и благословения. «Послание к Ефесянам» содержит также типичные для апостола Павла слова и выражения: например, парадоксальные антитезы (Еф. 6:15, 20), свободные цитаты из Ветхого Завета (Еф. 4:8–10; ср.: Рим. 10:6–8) и др. Отрицание авторства апостола Павла, основанное на наличии в Послании большого количества нетипичных для него слов и выражений, связано со множеством дополнительных оговорок и не представляется исследователям убедительным: по их мнению, нельзя доказать, что апостол Павел не мог употреблять новые слова для выражения сходных идей. Констатация особенности «возвышенного и литургического» стиля «Послания к Ефесянам», отличающей это Послание от полемических «Послания к Галатам» и «Послания к Коринфянам», а также от строго аргументированного «Послания к Римлянам», исследователи считают недостаточной для заключения о непринадлежности Послания апостолу Павлу, т.к. те же самые стилистические особенности могут быть поняты как свидетельство многосторонности личности апостола, в частности, его созерцательного расположения духа во время написания Послания.

 



 
PR-CY.ru