«ЕФЕСЯНАМ ПОСЛАНИЕ» - Страница 2

Ситуация с локализацией адресата, по мнению исследователей, осложняется ещё и тем, что, несмотря на свидетельство книги «Деяния святых апостолов» о пребывании апостола Павла в Эфесе (Деян. 18:18–22; 19:1–20:1; 20:15–21:1), автор «Послания к Ефесянам» в ряде мест обращается к своим адресатам так, будто бы никогда не видел их лично (например: Еф. 1:15; 3:2). Если слов «в Ефесе» не было в начальном тексте, то это, как полагают исследователи, может говорить о том, что «Послание к Ефесянам» предназначалось для большего числа церквей. Некоторые исследователи предлагали читать Еф. 1:1 без географического указания как Послание «святым и тем, кто верен во Христе Иисусе». Однако это выражение во всех других случаях в Посланиях апостола Павла сопровождается указанием местности (Рим. 1:7; 1 Кор. 1:2; 2 Кор. 1:1; Флп. 1:1; Кол. 1:2). Часто «Послание к Ефесянам» рассматривается как окружное (циркулярное) Послание, в котором специально было оставлено пустое место, чтобы вписать очередного получателя после копирования Послания. Однако примеров такой практики в I в. исследователи не нашли. А. ван Роон и А.Т. Линкольн предположили (только на том основании, что греч. «ка» может означать «а также»), что изначально у Послания было два адресата – церкви Иераполя и Лаодикии, но эту гипотезу исследователи считают недоказуемой. Некоторые ученые считают, что слова «тем, которые в Ефесе» являются вставкой, сделанной при составлении собрания Посланий апостола Павла. Но, по мнению исследователей, адресат был не добавлен, а пропущен в некоторых рукописях, имевших хождение в ряде церквей, например, в Египте, подобно тому как в ряде рукописей (например, в Кодексах IX, XI, X вв.) в Рим. 1:7 отсутствует упоминание Рима. Тем не менее, чтение «в Ефесе» поддерживается огромным количеством древних рукописей и единодушным свидетельством святоотеческой традиции, согласно которой Послание было адресовано Эфесской церкви (уже Ириней Лионский приводит слова Еф. 5:30 как цитату из «Послание к Ефесянам»).  «Послание к Ефесянам» могло быть написано апостолом Павлом в тот период, когда он находился в заключении (Еф. 3:1; 4:1; 6:20). На основании разных хронологий жизни апостола Павла исследователи признают, что в Кесарии он мог быть в заключении с 54 по 60 гг. (Деян. 24:27), а в Риме – с 56 по 62 гг. (Деян. 28:30). Упоминание Тихика позволяет исследователям предполагать, что «Послание к Ефесянам» написано в тот же период, что и «Послание к Колоссянам» (ср.: Кол. 4:7–9 и Еф. 6:21, 22). В середине XIX в. Фердинанд Кристиан Баур выдвинул теорию, согласно которой «Послание к Ефесянам» следует датировать II в., поскольку оно содержит следы гностического богословия. В XX в. эту теорию поддержали Рудольф Карл Бультман, Эрнст Кеземанн, Ханс Концельманн, Х. Шлир, А. Линдеманн. В частности, к гностическим они относили образ «главы и тела», термины «тайна/таинство», «плерома», «век», «архон» и др. Однако большинство современных исследователей указывают на то, что подобная терминология уже существовала в I в. н.э. Язык и стиль «Послания к Ефесянам», по мнению исследователей, несколько отличаются от языка и стиля других Посланий апостола Павла.

 



 
PR-CY.ru