«ЕФЕСЯНАМ ПОСЛАНИЕ» - Страница 7

«Послание к Ефесянам» представляет собой вершину мистического богословия апостола Павла. И это проявляется уже в том, что учение Послания, посвящающее читателя в глубочайшие тайны веры, изложено преимущественно в молитвенно-литургической форме. Основные богословские темы, затронутые в «Послании к Ефесянам», – экклезиология и сотериология. Внимание исследователей направлено также на выяснение особенности эсхатологии Послания. Экклезиология. I. Христиане как «святые». Апостол Павел в обращении к адресатам часто называет их «святыми» (Еф. 1:1). Обращение заимствовано из Ветхого Завета, где так именуется народ Израиля (Исх. 19:6; Втор. 26:19; 28:9). Соответственно и в Посланиях апостола Павла это наименование никогда не встречается в единственном числе, применительно к отдельному христианину. «Святые» – это святой народ Божий. «Святыми» ефесские христиане именуются в молитвах. Апостол благодарит Бога за славу, какой Он наделил Свой народ, дав ему «богатство славного наследия Его» (Еф. 1:18). Великое преимущество быть среди «святых» подчёркнуто также в напоминании о языческом прошлом ефесских христиан. Ныне они «уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2:19), т.е. народ Божий. «Святыми» христиане называются также в увещевательной части Послания. Их целью является нравственное совершенство, к которому их ведут поставленные Христом служители Его Слова: «И Он поставил одних Апостолами, других – пророками, иных – Евангелистами, иных – пастырями и учителями, к совершению святых...» (Еф. 4:11–12). Напоминание о статусе «святых» должно определить и их поведение: «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф. 5:3). Наконец, слово «святые» употребляется там, где необходимо подчеркнуть принадлежность местной христианской общины полноте церкви. Говорится «о любви ко всем святым» (Еф. 1:15), о постижении «со всеми святыми, чтó широта и долгота, и глубина и высота» (Еф. 3:18), о молитве за всех «святых» (Еф. 6:18). II. Церковь. Слово «экклезия» используется в «Послании к Ефесянам» достаточно часто. В греческом языке оно означает «собрание», но в Септуагинте (LXX) им переводится еврейское понятие «народ завета», собрание Израиля перед Господом. Хотя апостол Павел и раньше иногда использовал слово «церковь» применительно к христианству в целом, в «Послании к Ефесянам» в этом отношении сделан решающий шаг: здесь церковь не местная, но всегда только универсальная. Слово «церковь» встречается в Послании девять раз. Уже в конце молитвы благодарения подчёркивается высокое положение читателей Послания, ибо они принадлежат к церкви, главой которой является Христос, поставленный над всем миром: «...Всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви» (Еф. 1:22). Далее говорится о роли церкви в откровении тайны Божественного замысла о мире, «дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (Еф. 3:10). Молитвенная часть Послания, составляющая его первую половину, завершается единственным во всём Новом Завете славословием, где упоминается церковь, прославляющая Бога: «Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь» (Еф. 3:21).

 



 
PR-CY.ru