«ЕФЕСЯНАМ ПОСЛАНИЕ» - Страница 8

Здесь церковь представлена как та часть человечества, само существование которой служит славе Бога. Все остальные упоминания церкви содержатся в увещевании: отношения церкви с Христом сравниваются с отношениями супругов в браке: «...Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви...» (Еф. 5:23–25, 27, 29, 32). III. Новое творение. Церковь, частью которой должны сознавать себя читатели Послания, рассматривается как новое творение Бога через Иисуса Христа: «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10). Апостол напоминает христианам о необходимости «отложить прежний образ жизни ветхого человека… и облечься в нового человека, созданного по Богу...» (Еф. 4:22–24). Большое значение в Послании имеет символ нового человека, выражающий мысль о единстве христианства. Церковь, к которой теперь принадлежат читатели-языкохристиане, – «один новый человек». Христос создал его Своею крестной смертью, «упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир» (Еф. 2:15). Это новое человечество объемлется личностью Иисуса Христа (ср.: параллельное описание ветхого и нового Адама в 1 Кор. 15:22, 45–49). Церковь – новое творение, заступающее место ветхого разделённого человечества. Новый человек не просто механическое соединение старых элементов. В нём преодолеваются прежние этнические и религиозные разделения. Церковь – новое единство, в котором упраздняется фундаментальное деление старого мира. IV. Единство церкви подчёркнуто всем контекстом высказываний о том, что Христос «соделал из обоих одно» (Еф. 2:14), чтобы «в одном теле примирить обоих с Богом» (Еф. 2:16), так что «через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф. 2:18). В начале увещеваний эта мысль о единстве подкреплена восклицаниями, напоминающими о единстве основ, на которых зиждется церковь: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех...» (Еф. 4:4–6). Именно в единстве церкви ключ к пониманию того, что сказано о высокой роли, отведённой ей в откровении Божественного замысла (Еф. 3:10). Не столько проповедью или богослужением, сколько самим существованием как единого нового человечества, состоящего из иудеев и язычников, церковь показывает враждебным силам, что их разделяющей власти приходит конец, что во Христе мир восстановлен в своём единстве (Еф. 1:10). V. Церковь и тварный мир. В церкви мир начинает преображаться. Тварный мир в «Послании к Ефесянам» представлен как состоящий из двух частей – неба и земли. Об этом напоминают слова «дабы всё небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф. 1:10). Это выражение в Послании относится к небесным сферам (Еф. 1:3, 20; 2:6; 3610; 6:12), заселённым духами. «Небеса», согласно библейской традиции, обозначают иногда мир духов, иногда сферу Божественной трансцендентности (ср.: Иов. 1; 3 Цар. 8:30, 39). Это позволяло предполагать, что существует несколько уровней «небес». Так, в «Послании к Ефесянам» говорится о «всех небесах» (Еф. 4:10), о том, что Бог восседает «на небесах» (Еф. 1:20) и в то же время Он имманентен – Он «над всеми, и через всех, и во всех» (Еф. 4:6).

 



 
PR-CY.ru