ДОСОКРАТИКИ - Страница 8

Астрономия и метеорология (наблюдение за различными небесными и атмосферными явлениями) были непременными составляющими трудов древних философов. Достаточно рано были установлены причины солнечных затмений, из чего многими досократиками был сделан вывод о шарообразной форме Земли. Досократики были сторонниками теории естественного происхождения жизни, допуская различные гипотезы в её обосновании. Большинство философских концепций предполагало рождение человека из земли или от живых существ другого вида. Например, согласно Анаксимандру, первые живые существа зародились на дне моря и были покрыты колючей кожей; первые люди зародились в животных другого вида (неких рыбоподобных существах), ибо беспомощный и слабый человеческий детёныш требует вскармливания и не может выжить сам. Более влиятельна была идея о зарождении первых живых существ, в том числе людей, в нагретой влажной земле, после того как с неё сошла покрывавшая её вода под воздействием солнца. Возникшие животные сначала были неполноценными и не могли размножаться. Эмпедокл выделяет несколько стадий зоогенеза, последовательно сменяющих друг друга: сначала рождаются разрозненные члены тел, после их гибели земля порождает монстров с неудачным сочетанием членов; затем рождаются бисексуальные существа, неспособные к размножению, и только после этого – полноценные животные. По Демокриту, различные виды животных зародились в полужидкой земле внутри гнилостных пузырей, похожих на болотные. Рождённые из жизнетворных бугров и имевшие больше тепла унеслись вверх и стали птицами; те, в ком преобладала земля, стали пресмыкающимися и другими сухопутными, а те, в ком преобладала вода, стали водоплавающими. Со временем солнечный жар иссушил землю, и прочие животные впоследствии образовались путём порождения друг от друга. Архелай, как полагают исследователи, впервые выдвинул идею о развитии человечества от состояния дикости к цивилизации, положив начало разработке вопроса о причинах и движущих факторах развития цивилизации, в том числе и возникновения языка, в последующей философии (Протагор, Платон). Представления о человеке и человеческой цивилизации у поздних досократиков входят в сочинения по космологии как дополнительный раздел. Космос, общество и индивид подчинены действию одних универсальных законов и рассматриваются как макро- и микрокосмос (по-видимому, таков был смысл сочинений Демокрита «Большой Мирострой» и «Малый Мирострой»). Время возникновения человечества стало предметом интереса в достаточно поздний период, как полагают исследователи, уже у софистов. События, описанные в эпической традиции (Гомер) рассматривались как наиболее ранние в истории; предположительно человечество и мироздание в целом возникли незадолго до описанной у Гомера Троянской войны (по расчётам современника софистов Демокрита, Троянская эра датировалась около 1150 до н.э.).

 



 
PR-CY.ru