ДОСОКРАТИКИ - Страница 4

Для ионийской (восточно-греческой) традиции характерны интерес к чувственному многообразию космоса, наблюдение и описание, прежде всего, физических явлений; для италийской (западно-греческой) – интерес к рационально-логическим построениям, формально-числовому описанию, первая постановка онтологических и гносеологических проблем. По преданию, первым из греческих мыслителей к целенаправленному изучению природы и осмыслению природного мира обратился Фалес, живший в Милете в начале VI в. до н.э., считающийся основателем милетской школы. С ним связана традиционно принимавшаяся многими дата «начала древнегреческой философии» – 28 мая 585 г. до н.э., когда случилось солнечное затмение, по некоторым данным, предсказанное Фалесом. Согласно Аристотелю, Фалес был родоначальником исследования причин природных явлений (и в этом смысле – философии). Тот же Фалес традиционно включался в число так называемых семи мудрецов (наряду с Солоном, Питтаком, Хилоном, Периандром и другими авторами популярных нравственных изречений), из чего видно, что уже античной традицией он осмыслялся как переходная фигура между мифо-поэтическим и научно-философским мышлением. Становление древнегреческой философии было связано со становлением прозы как литературной формы. Доксографы приписывали практически всем досократикам авторство сочинения «О природе», но, как в действительности называли свои сочинения их древние авторы, установить невозможно. Однако не подлежит сомнению, что у досократиков были как прозаические, так и поэтические произведения, причём в последнем случае форма указывала на сознательное подражание традиционному мифо-поэтическому языку богословия (например, в гекзаметрических поэмах Парменида и Эмпедокла). Одно из первых греческих философских сочинений было написано следующим представителем милетской школы – Анаксимандром, который, по древнему преданию, был учеником Фалеса. Согласно Аристотелю, это сочинение было полно поэтических метафор и не вполне ясно излагало свой предмет. В своих философских занятиях Анаксимандр «пытался охватить весь спектр физики..., он живо интересовался этим предметом – от самых отвлечённых и общих вопросов до конкретных проблем частных областей знания». Анаксимандру приписывается построение оригинальной астрономической модели: по его учению, Земля пребывает в центре мироздания, она обвита наполненными огнём трубками, в которых есть отверстия. Огонь внутри этих трубок виден сквозь отдушины; звёзды, Луна, Солнце на самом деле суть не что иное, как огонь в небесных трубках. Важнейшей чертой такой астрономической системы современные исследователи признают её симметричность, которая проистекает из осознания того, что за внешне беспорядочными небесными явлениями скрывается строгая закономерность. По преданию, именно Анаксимандр первым ввёл ключевое философское понятие «начало», которое он рассматривал как своего рода материальную субстанцию, но не отождествлял его ни с одним из известных веществ, заявляя, что начало «бесконечно» и «вечно».

 



 
PR-CY.ru