ДОСОКРАТИКИ - Страница 10

Неравнодушие досократиков к религиозным проблемам очевидно уже из того, что многие из них выдвигали собственное понимание божественной сущности и критиковали олимпийскую мифологию за ложность. Большое значение имела критика традиционной религии для Ксенофана, странствующего рапсода, автора «Сатир». Ксенофан отвергал богословие Гомера и Гесиода, характерной чертой которого был антропоморфизм и политеизм. Мифологическому политеизму Ксенофан противопоставляет учение о едином боге: «Один бог, наивеличайший среди богов и людей, не похожий на смертных ни телом, ни разумом»; «он весь целиком видит, весь целиком мыслит, весь целиком слышит», правит миром «силой ума» и вечно пребывает неподвижным. Согласно интерпретации, предложенной в перипатетической традиции (Аристотель, Теофраст), Ксенофан отождествлял единого бога с космосом, тем самым обосновывая пантеизм. Однако сама идея отказа от традиционного политеизма и мистериально-мифологической религиозной культуры, несомненно, оказала положительное влияние в деле подготовки греческого религиозного сознания к последующему принятию важнейших идей христианского богословия. Поэмы Парменида и Эмпедокла также свидетельствуют о религиозном умонастроении их авторов. Согласно Пармениду, вечное бытие тождественно уму; по мнению многих платоников, это было сказано им о едином боге. Всё изложение у Парменида ведётся от лица богини, тем самым претендуя на то, чтобы быть богооткровенным знанием. Эмпедокл в поэме «О природе» обращается к Музе из страны Благочестие и говорит читателю: «Слово, услышанное тобой, – от бога»; а в поэме «Очищения», повествуя о переселении душ, сам объявляет себя божеством, т.е. бессмертной душой. У Демокрита встречается как признание существования богов, которые, по его мнению, являются тонкими атомарными образами, так и критика традиционного культа. Однако он не отвергал пользу молитвенного обращения к богам, полагая таким образом благоразумно оберечься от божеств злых и снискать благоволение добрых. Возникновение традиционной религии и веру в существование богов Демокрит связывал с незнанием истинных причин природных, в первую очередь, небесных явлений, таких как гром, молния, кометы, соединения светил, затмения Луны и Солнца. То, что досократики признавали существование богов, но отрицали божественный промысел о мире, всегда являлось для христиан очевидным свидетельством отсутствия у них истинного богопознания. Однако при общей оценке роли их философии в деле подготовки язычников к принятию Христа многие христианские авторы указывали на положительное значение отхода от мифов и антропоморфических представлений о богах, осуществлённого досократиками в их размежевании с греческой религией. Эта позиция с наибольшей чёткостью выражена в «Строматах» Климента Александрийского: утверждая, что греческие философы «не постигли ничего, кроме этого мира», он вместе с тем подчёркивает: «...Даже если эллинская философия и не содержит истины во всём её величии и слишком слаба, чтобы в полной мере исполнить заповеди Господа, тем не менее, она подготавливает путь, ведущий к истине и к усвоению учения подлинно царственного, ибо она до известной степени исправляет и улучшает нравы и готовит к принятию истины того, кто верит в Промысел».



 
PR-CY.ru