ДОСОКРАТИКИ - Страница 7

Наибольшую известность получили четыре апории о движении: «Ахиллес», «Cтрела», «Дихотомия», «Стадий». В последующих космологиях V в. до н.э. множество и движение стали исходными постулатами. Эмпедокл учил о четырёх материальных началах (или «корнях») вещей – земле, воде, воздухе, огне и двух движущих космогонических силах – объединяющей «любви», или «дружбе», и разъединяющей «вражде». Анаксагор рассуждал о бесконечном множестве «семян», содержащих в себе все качественное многообразие материального мира; эти «семена», в перипатетической доксографии названные «гомеомериями» (подобочастные), находившиеся все вместе в неподвижном состоянии, были приведены в движение Умом. Атомисты постулировали существование бесконечного множества неделимых мельчайших тел – атомов. Движущее начало в одних системах представлялось отделённым от материальных элементов (Эмпедокл, Анаксагор), в других, как в атомизме Демокрита и Левкиппа, самим первоэлементам (атомам) приписывалось вечное движение. У некоторых досократиков (Анаксимандр, Демокрит) существовало учение о космогоническом «вихре», явившемся причиной формирования сложного космоса из первоэлементов. У Эмпедокла одна из функций «вихря» (разделение элементов) закреплена за «враждой», у Анаксагора аналогичную функцию выполняет «ни с чем не смешанный Ум». Учение Анаксагора об Уме, по мнению многих последующих авторов, является одним из наиболее значимых достижений досократовской философии. Согласно Анаксагору, существующее в мире движение, создающее упорядоченный космос, может быть делом лишь такого существа, знание и могущество которого распространяется на всё, т.е. существа мыслящего, разумного и всемогущего. Эта мощь и разумность может быть присуща Уму только в том случае, если он не смешивается ни с чем иным, материальным и вещественным. В современной научной литературе остаётся дискуссионным вопрос о том, считал ли Анаксагор Ум тончайшей и чистейшей материальной субстанцией, или же он первым ввёл в философию через учение об Уме идею нематериальной сущности. Вместе с тем, как заметил уже Платон, учение об Уме остаётся у Анаксагора плохо связанным с другими частями его философско-натуралистических исследований: рассуждая о природных явлениях, Анаксагор в целом довольствуется механистической причинностью. В своём учении о материи Анаксагор полагал, что части традиционных оппозиций вещей и состояний (горячее-холодное и т.п.) никогда не обнаруживаются по отдельности, в некотором смысле существует доля всего во всём. Действующий Ум, при творении космоса разделяющий первоначальное смешение всех первоэлементов, никогда не доводит этого разделения до конца, поэтому все вещи внутренне сродны друг другу. В своих астрономических воззрениях Анаксагор следовал древним ионийцам: Землю он представлял как витающую в воздухе плоскую плиту, точно так же выглядит и Луна, которую он считал обитаемой. С идеей о множестве одновременно существующих миров выступали только атомисты, остальные досократики полагали, что мир, в котором человек живёт и который познаёт, – единственный. Все досократики были сторонниками геоцентризма, доводом в пользу которого была наибольшая тяжесть элемента земли по сравнению с другими.

 



 
PR-CY.ru