ДОСОКРАТИКИ

ДОСОКРАТИКИ – условное наименование ранних греческих философов (VI–V вв. до н.э.), развивавших своё учение до или во время жизни Сократа. Термин введён в научный обиход немецким учёным Германом Александером Дильсом (1848–1922 гг.). В традиционном современном употреблении понятие «досократовская традиция» указывает не столько на хронологические границы (поскольку некоторые так называемые досократики были младшими современниками Сократа), сколько на содержательные особенности учения относимых к ней философов (независимость по отношению к учению Сократа и софистов, приверженность натурфилософской традиции). Поскольку полные тексты работ ранних греческих философов утрачены, знание об их содержании полностью зависит от немногочисленных дословных цитат, парафразов и косвенных сведений, сообщаемых античными авторами, начиная с Платона. У истоков античной историографии философии стоял Аристотель, который часто предварял изложение собственных взглядов обзором мнений предшествующих философов, а также его ученик Теофраст, автор первого специального сочинения, излагавшего историю ранних натурфилософских учений, – «Мнения физиков», от которого до настоящего времени сохранилась лишь небольшая часть. В основополагающем для современных исследований труде Г.А. Дильса «Греческие доксографы» был предложен термин «доксография» (от греч. – «мнение» и «описываю») и представлена реконструкция доксографической традиции на основании двух сочинений: «Собрание мнений физиков», ошибочно приписывавшееся Плутарху (I–II вв.), и «Физические извлечения» Иоанна Стобея (V в.). Общим их источником, как предполагают исследователи, был труд доксографа Аэция (предположительно II в.), в свою очередь, представлявший звено в цепочке доксографических сочинений, восходивших к труду Теофраста «Мнения физиков». Сокращённую редакцию сочинения Аэция представляет собой сохранившаяся «История философии», ошибочно приписывавшаяся Галену (II в.). Среди образцов греческой историко-философской литературы исследователи выделяют несколько видов: «доксографию» (изложение мнений), «биографию» (описание жизни), «преемства» (посвящённые изложению философских учений согласно схеме учитель-ученик), «о школах» (изложение взглядов отдельных философских школ), однако строгих границ между ними не существовало. К наиболее известным образцам биографического жанра относится сочинение Диогена Лаэртского (начало III в.) «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», один из важнейших источников сведений о досократиках, историческая и доксографическая точность которого, однако, подвергалась серьёзным сомнениям со стороны многих исследователей. В книге Диогена обнаруживается разделение древнегреческих философов на «ионийскую» и «сицилийскую» традиции, характерное для историко-философской литературы, которую он использовал при составлении своего труда. В современной научной литературе термин «доксография» применим к более широкому кругу источников, чем первоначально предполагал автор термина Г.А. Дильс. В широком смысле слова доксографическими называются все те источники или их части, в которых представлены философские взгляды того или иного философа или школы во всей полноте или по какой-либо отдельной теме с изложением аргументации или без такового.

 



 
PR-CY.ru