ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ - Страница 15

В 1672 г. миниатюра с поясным изображением Димитрия Иоанновича как одного из последних представителей московской ветви рода Рюриковичей и сродника Романовых была включена в галерею портретов русских государей из Царского Титулярника 1672 г. Святой царевич представлен улыбающимся отроком в княжеских одеждах, со светлыми кудрявыми волосами на прямой пробор, с венцом на голове, с крестом и ножом в руках. В 1675 г. Иван Артемиевич Безмин (1653–1696 гг.) написал образ Димитрия Иоанновича на одном из сотенных знамён, поднесённых царю Алексею Михайловичу. В эту эпоху образ святого царевича мог служить частью убранства жилых покоев. Так, в 1680 гг. в окнах одной из комнат покоев царевны Екатерины Алексеевны были написаны фигуры святых правителей (равноапостольный Константин, Елена, Владимир, мученики Борис, Глеб, преподобный Иоасаф и др.), в том числе Димитрий Иоаннович. Примером «государственного» осмысления его почитания в эпоху императора Петра I служит уникальная икона 1711 г. из церкви Николая Чудотворца в Таллинне со сложной аллегорической композицией, прославляющей победы России в Северной войне: стоящему в евхаристической чаше Иисусу Христу с Крестом в руках молятся святые (в том числе покровители царской семьи), среди которых представлен и Димитрий Иоаннович. Значительное число его изображений в XVII в. было создано по заказу представителей рода Строгановых, например, две близких по иконографии образу 1621–1622 гг. из Благовещенского собора в Сольвычегодске иконы середины – второй половины XVII в. из церкви Похвалы Пресвятой Богородицы в Орле-городке, пермской вотчине Строгановых (Пермская художественная галерея), на которых Димитрий Иоаннович изображён в молении Божьей Матери с Младенцем. Возможно, с почитанием святого царевича Строгановыми связано и его изображение на поле Владимирской иконы Божьей Матери (середины XVII в., Великий Устюг). Особенно много изображений Димитрия Иоанновича сохранилось в шитых произведениях 1620–1660 гг., созданных в мастерских Е.Н. и А.И. Строгановых (подвесные пелены для икон, плащаницы, облачения духовенства – вклады Строгановых в храмы своих вотчин и других городов). Как правило, Димитрий Иоаннович изображён фронтально, в сонме патрональных и других почитаемых Строгановыми святых (комплект облачения Ростовского митрополита Ионы (Сысоевича) 1660 гг. в собрании музей Ростовского кремля, Ярославский музей-заповедник), в том числе на полях пелен с фигурой святого царевича в среднике; в ряде случаев он представлен на поле в молении вместе со святой Анной пророчицей – небесной покровительницей второй супруги Дмитрия Андреевича Строганова (серия подвесных пелен с сюжетами праздников начала 1650 гг. XVII в., Серпуховский историко-художественный музей). Особую группу шитых строгановских изображений Димитрия Иоанновича составляют подвесные пелены с его фигурой, которые по иконографии восходят к московским иконам 1610–1620 гг., особенно близки к иконам из Орла-городка. Такова пелена 1654 г., вышитая, согласно надписи на обороте, А.И. Строгановой и инокиней Марфой «по реклу Веселкой» (очевидно, предназначалась для украшения иконы 1621–1622 гг. из Благовещенского собора в Сольвычегодске, Серпуховский историко-художественный музей).

 



 
PR-CY.ru