ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ - Страница 13

К тому же типу принадлежит покров 1650–1660 гг. (музей Московского Кремля), повторявший образ на крышке раки. С 1630 гг. закрытая корона встречается во многих изображениях святого, например, на серебряной дробнице, украшавшей надгробный покров великой княгини Евдокии (Евфросинии) Московской, 1637 г. из собора Вознесенского монастыря Московского Кремля, однако продолжает использоваться и более ранний вариант с «городчатым» венцом (в провинциальных произведениях и памятниках, связанных с родом Строгановых). Очевидно, к середине XVII в. в Москве сформировалось несколько иконографических типов с изображением Димитрия Иоанновича вместе с другими святыми – мучеником Уаром (святой царевич родился в день его памяти) или великомучеником Димитрием Солунским. К первому варианту принадлежат упомянутая в описи Архангельского собора 1730 г. пелена с фигурами Димитрия Иоанновича и мученика Уара в молении Спасителю и икона, стоявшая над гробницей святого царевича; ко второму – иконы первой половины XVII в. (Третьяковская галерея – из собрания Павла Дмитриевича Корина), а также изображение на окладе Евангелия 1672–1673 гг., вложенного в Архангельский собор сербским епископом Иоакимом (музей Московского Кремля). Оба типа относятся к распространённой в XVI–XVII вв. традиции изображения русского святого с его небесным покровителем, которая восходила к иконографии надгробных портретов и часто соответствовала первоначальному этапу почитания «нового чудотворца». В 1640 гг. создан ряд произведений, где Димитрий Иоаннович представлен вместе с великим князем Георгием (Юрием) Всеволодовичем Владимирским (обретение мощей в 1645 г.), в частности, Владимирская икона Божьей Матери с киотной рамой (Владимиро-Суздальский музей-заповедник), очевидно, происходящая из Успенского собора во Владимире и являвшаяся вкладом патриарха Иосифа. На серебряном окладе иконы по сторонам – чеканные фигуры молящихся Димитрия Иоанновича (на более почётном месте – одесную Богородицы) и великого князя Георгия; те же святые изображены рядом на верхнем поле киотной рамы (на нижнем поле – мученик Уар). Подобное сопоставление образа новопрославленного великого князя Георгия с образом канонизированного ранее Димитрия Иоанновича исследователи объясняют пожеланием патриарха, который, как известно из описания погребений в Успенском соборе Владимира XVII в., повелел поставить раку князя Георгия по образцу раки Димитрия Иоанновича в Архангельском соборе. Образы этих святых из рода Рюриковичей рассматривались с точки зрения актуальной для позднего Средневековья темы царской и княжеской святости. Кроме того, изображение Димитрия Иоанновича, претерпевшего смерть от рук убийц, подчёркивало почитание великого князя Георгия как мученика. По заказу патриарха Иосифа в 1644 г. были созданы росписи Ризоположенской церкви в Московском Кремле, где изображения великого князя Георгия и Димитрия Иоанновича также расположены рядом на юго-западном столпе.

 



 
PR-CY.ru